Китай хоронит начинку для смартфонов

Замедление китайской экономики повлияет на производство комплектующих для смартфонов

Эрик Хачатрян
Ng Han Guan/AP
На сегодня экономисты говорят о замедлении темпов экономического роста Китая, что может привести к сложностям при поставках электроники. «Газета.Ru» выяснила, что именно может измениться в сфере производства гаджетов из-за новой экономической реальности Китая.

Проблемы китайской экономики в первую очередь отражаются на рынке смартфонов. По данным Gartner, которые приводит The Wall Street Journal, темпы роста продаж смартфонов уже достигли минимума 2013 года и продолжают уменьшаться. Произошло это в первую очередь из-за Китая, где во втором квартале 2015 года впервые наблюдалось падение продаж смартфонов.

Это в первую очередь может ударить по крупнейшим в Азии производителям полупроводников — Samsung и SK Hynix, чьи модули памяти используются в продукции практически всех производителей электроники.

Другие менее известные азиатские производители комплектующих уже снизили ожидания по продажам своей продукции, поскольку они понимают, что в условиях сокращающегося рынка производители электроники будут размещать у них меньше заказов.

Однако Samsung и SK Hynix вложили серьезные средства в наращивание оборотов производства. В частности, Samsung планирует потратить около $13 млрд на новые производственные линии, которые займутся выпуском самых новых модулей памяти компании.

Решение Samsung во многом связано с падением доли рынка готовой электроники.

Из-за уменьшающихся объемов поставок смартфонов все большую роль в компании играет именно производство комплектующих, и отделение, отвечающее за полупроводники и чипсеты, принесло компании примерно половину всей прибыли во втором квартале 2015 года.

Однако столь агрессивные вложения в рынок полупроводников могут привести к перепроизводству и к тому, что предложение по поставкам комплектующих ощутимо превысит спрос. Это незамедлительно приведет к падению цен на комплектующие, что, с одной стороны, выгодно отразится на стоимости смартфонов для конечного производителя, а с другой — нанесет серьезный удар по прибыли самих производителей комплектующих, а вслед за этим и по финансированию перспективных проектов.

Второй рынок, который уже начинает чувствовать на себе снижение спроса на смартфоны и планшеты, — это производство жидкокристаллических дисплеев во главе с корпорацией Sharp.

Начинающийся кризис на рынке лишь усугубляет проблемы Sharp, с которыми она вынуждена бороться сегодня. Компания назвала повысившуюся конкуренцию на китайском рынке комплектующих одной из причин падения своей прибыли в прошедшем квартале. В итоге ей приходится снижать стоимость своей продукции, чтобы сохранять ее актуальность для заказчиков.

Всего продажи смартфонов в Китае с 2012 по 2014 год увеличились более чем вдвое и к концу этого периода составили около трети всего мирового рынка, насчитывающего 1,27 млрд проданных устройств в год. Однако эксперты из Bernstein Research считают, что в дальнейшем продажи в Китае в течение ближайших нескольких лет стабилизируются на уровне 400 млн штук.

Одним из ключевых ударов на рынке комплектующих стал выход iPhone 6 и iPhone 6S в 2014 году. Устройства с большими экранами традиционно пользуются популярностью в Азии, и выход смартфонов от Apple с подобными дисплеями ощутимо подстегнул продажи компании в этом регионе.

В итоге требуемые объемы производства комплектующих для новых iPhone в 2014 году стали недостижимой планкой для их поставщиков. Но в 2015 году такого бума, как с iPhone 6 и 6S, ожидать уже не следует.

О сложностях на современном рынке говорят даже те компании, которые, казалось бы, смогли повысить свои продажи вопреки общему спаду. В частности, глава Lenovo, которая нарастила продажи в первую очередь за счет домашнего рынка, заявил, что прошедший квартал был самым сложным для компании за последние несколько лет.

В итоге это может привести к неожиданному на первый взгляд результату: производители комплектующих могут пересмотреть свои рынки сбыта и обратить внимание на новые для себя ниши. Среди них рассматриваются элементы «умного» дома и компьютерные системы автомобилей. Новые рынки могут амортизировать трудности, с которыми сталкиваются производители комплектующих.

Но на это в любом случае уйдет несколько лет. Ведь необходимо, чтобы инженеры в этих компаниях сами смогли внедрить решения на базе собственных комплектующих, а производители наладили отношения с поставщиками.