Отчего сети «не летают»

Почему интернет на борту самолетов все еще остается медленным

Мобильная связь и Wi-Fi на борту самолета постепенно становятся обычным явлением, однако скорость и устойчивость соединения все еще оставляют желать лучшего. С развитием технологий скорость передачи данных растет, однако улучшение качества связи сдерживается экономическими факторами.

Впервые технологии доступа в интернет на борту самолета стали внедряться компанией Boeing в 1990-х годах. Компания начала строить спутниковую сеть Connexion, развитие которой остановилось из-за низкого спроса на мобильный интернет в те годы и кризиса авиаперевозок после террористических актов 11 сентября 2001 года. Авиакомпании вынуждены были сократить все дополнительные издержки, и Connexion была окончательно свернута в 2006 году.

Конкуренцию на американском рынке в итоге выиграла компания Gogo, построившая свою сеть на базе специализированных наземных базовых станций и сумевшая покрыть ими всю территорию Соединенных Штатов. Всего Gogo вложила $1 млрд в развитие сети и оборудование самолетов приемными антеннами и серверами.

Gogo вышла на рынок крайне вовремя, ведь расцвет ее сети пришелся на пик популярности iPhone, в результате которого мобильный доступ в интернет стал необходим большинству пассажиров американских авиакомпаний. По данным Bloomberg, Gogo удалось подключить более 2000 коммерческих рейсов авиакомпаний Delta, United, Virgin America, Alaska Air и Air Canada. Помогло и то, что Gogo напрямую продает доступ к сети часто летающим пассажирам.

Однако многие пассажиры все еще недовольны качеством соединения и высокими ценами за доступ в интернет, которые колеблются от $12 до $60 за полет в зависимости от его длительности и загруженности воздушной линии.

Дело в том, что технология Gogo первого поколения дает скорость соединения до 3 Мб/c, а второго — всего до 10 Мб/c. При этом общая пропускная способность канала делится на всех сидящих в интернете пассажиров в салоне. В результате услугами компании пользуются только 7% всех пассажиров.

Высокие цены обусловлены и тем, что компания применяет модель ценообразования, схожую с сервисом вызова такси Uber. Gogo повышает стоимость доступа для более загруженных рейсов, что снижает количество обычных пользователей в пользу бизнес-пассажиров, которым необходимо оставаться онлайн, несмотря на высокую цену.

В России услуга по доступу в интернет с борта самолета впервые появилась в 2011 году. Ее обеспечила компания «Мегафон» на рейсах «Аэрофлота». Доступ к сети обеспечила компания OnAir, совместное предприятие швейцарской IT-компании SITA и Airbus. На сегодня эта компания полностью принадлежит SITA и изменила название на SITA OnAir. Она использует технологию спутникового интернета. Первый доступ на борту российских самолетов осуществлялся на скорости 300 Kbps. Доступ тарифицируется помегабайтно в зависимости от устройства и колеблется от $0,75/Мб в пакете 40 Мб до $1,7/Мб, если брать меньший объем.

Другие операторы с развитием аналогичных проектов в России спешить не стали, поскольку инвестиции в оборудование одного самолета средствами для приема и передачи интернет-сигнала составляют около $1,2 млн.

В США конкуренты Gogo компании ViaSat и Global Eagle Entertainment предложили более совершенную технологию спутникового интернета со скоростью доступа до 12 Мб/c. При этом у ViaSat пропускная способность не делится на всех пассажиров, а доступна каждому из них. Компании также договорились с отдельными авиаперевозчиками о включении доступа в интернет в цену билета, благодаря чему каждому из пассажиров придется заплатить за доступ меньше. Так, на рейсах авиакомпании JetBlue цена доступа составляет $9 в час. Это позволило увеличить количество пользователей интернета на борту самолета до 40%.

Однако внедрение их технологии затруднено тем, что авиакомпании уже установили себе на самолеты собственное оборудование Gogo, и его замена потребует значительных затрат. Поскольку интернетом в полете все еще пользуется не так много людей, телекоммуникационные гиганты не занимаются созданием подобного оборудования, и все разработки принадлежат самим провайдерам интернета на воздушных линиях, а значит, оно получается очень дорогим.

Сама Gogo также разрабатывает прогрессивную спутниковую технологию 2Ku со скоростью передачи данных до 70 Мб/с. Увеличение скорости достигается за счет двух антенн на верхней части корпуса самолета (одна — на прием сигнала, другая — на передачу). Это оборудование также позволит обеспечивать доступ к сети над океаном, где нет наземных базовых станций.

Но внедрение 2Ku затруднено теми же причинами, что и оборудование конкурентов, — высокой ценой. Таким образом, на большинстве воздушных судов доступ в интернет по-прежнему останется медленным.