Где могут применяться очки виртуальной реальности

В каких сферах человеческой деятельности планируется использовать очки виртуальной реальности

Эрик Хачатрян, Игорь Карев
Очки виртуальной реальности в сознании многих людей являются в первую очередь игровым аксессуаром. Однако мало кто догадывается, что гаджет также можно применять в медицине, киноиндустрии и авиационной отрасли.

С каждым годом виртуальная реальность становится все доступнее. Еще пять лет назад для нее были нужны мощные компьютеры и сложная система линз и экранов, теперь же пользователям достаточно простого смартфона и небольшой коробочки с линзами, в которую смартфон вставляется.

Таким образом, развитие вычислительных мощностей в смартфонах рано или поздно приведет к буму очков виртуальной реальности. Похожая ситуация сегодня наблюдается с палками для селфи.

Популяризации очков также будут способствовать компании, которые уже представили свои аксессуары. Sony, HTC и Microsoft планируют выпустить подобные устройства в этом году, а Samsung уже разработала свое решение на базе смартфонов Galaxy совместно с компанией Oculus. Серьезным подспорьем для очков виртуальной реальности станет и появление дисплеев ультравысокого разрешения в смартфонах, что позволит повысить четкость картинки, передаваемой через очки.

Игры

На сегодня игры все еще остаются основным двигателем прогресса в сфере виртуальной реальности. Именно игровые студии создают сложные виртуальные локации с умными элементами окружающего мира, с которыми можно взаимодействовать. Поэтому разработка игр под виртуальную реальность сейчас станет системообразующим направлением для игроков отрасли, поскольку на основе игровых технологий будут создаваться все остальные продукты для виртуальных очков.

Кино и видеоролики

Одно из ключевых достоинств очков виртуальной реальности — возможность полного погружения в цифровой мир. Именно поэтому виртуальная реальность уже в ближайшем будущем даст пользователю возможность на пару часов отвлечься от действительности и попасть в виртуальный кинозал, где на большом экране будет показываться любимый фильм со звуком Dolby Surround (если есть и соответствующие наушники, конечно).

Более того, в отдаленной перспективе просмотр кино в виртуальной реальности может заменить реальные кинозалы, поскольку обладатели соответствующих гаджетов получат даже лучшее по качеству изображение не выходя из дома.

Однако до полноценных фильмов для виртуальной реальности, конечно, пока еще далеко. Хотя уже в январе этого года на кинофестивале «Сандэнс» Oculus Story Studio представила свою первую короткометражку «Lost» («Потерявшийся»), в котором робот заблудился в лесу и пытался найти свою руку-манипулятор; зритель мог остановить героя и посмотреть, что происходит вокруг.

«Lost» стал первым роликом (его продолжительность – от 3 до 10 минут в зависимости от действий зрителя) из целой серии фильмов, на которых предполагается отработать различные технологии взаимодействия пользователя с виртуальностью. На прошлой неделе студия выпустила следующий ролик – уже 12-минутный — «Henry», в которой рассказала историю ежика по имени Генри.

Медицина

Уже сегодня врачи используют роботов для того, чтобы дистанционно проводить сложные операции. Однако виртуальная реальность сможет вывести эти методы оперирования на совершенно новый уровень: стерильный робот, установленный в операционной, будет не только повторять все движения хирурга, но и создавать ему с помощью очков эффект присутствия, когда он может наглядно видеть, что именно он делает.

Точно так же врач будет видеть не только ограниченный участок, на который направлена камера, а всю картину операции. И в случае необходимости хирург еще и сможет максимально приблизить интересующий его участок, рассматривая его практически вплотную.

Кроме того, виртуальная реальность может демонстрировать не только изображение пациента, но и расположить в удобном месте показатели его организма и, например, данные о введенных препаратах и продолжительности их действия.

Авиация

В настоящее время для обучения летчиков используются сложнейшие симуляторы, имитирующие кабины реальных самолетов. Причем к каждому типу самолета нужен свой макет, что, кроме всего прочего, еще и несказанно дорого — стоимость каждого может превышать $10 млн. Очки виртуальной реальности позволят заменить все эти конструкции на проекцию изображения перед глазами обучаемого.

При этом если в тренажере, несмотря на продвинутость, ощущается «нереальность» полета, то в очках виртуальной реальности ощущения обостряются — сказывается «обман» вестибулярного аппарата.

И на виртуальное падение с высоты организм отзывается вполне реально подкашивающимися ногами.

Потому и человек уже на уровне инстинктов будет избегать ошибок, что только поспособствует скорейшему обучению.

Выполнение опасных работ

Одно из преимуществ эффекта присутствия заключается в том, что человек нагляднее видит окружающую картину, и происходит это естественным для него образом — в отличие от традиционной картинки, которая выводится на экран. В итоге человек при должной сноровке выполняет необходимые действия лучше, поскольку четче воспринимает информацию об окружении.

Это позволит задействовать виртуальную реальность в тех сферах деятельности, куда опасно посылать живых людей, но при этом тяжело пользоваться обычными роботами, которые отправляют плоскую картинку на обычный монитор.

Характерным примером тут является ликвидация катастроф и разбор завалов. Помимо выводимого в виртуальную реальность изображения, получать информацию об окружении робота операторам помогут системы из чувствительных микрофонов и камер.

При этом все действия оператор будет воспринимать естественно, хотя ему по-прежнему придется взаимодействовать с автоматизированными системами через сложные интерфейсы.