Во вторник, 14 июля, США подписали с Ираном соглашение по ядерной программе, которое в перспективе положит конец санкциям в отношении ближневосточной страны. Это позволит открыть иранский рынок для западных IT-компаний, которые смогут расширить свое присутствие на Ближнем Востоке, утверждает The Washingthon Post.
Вместе с тем иранские компании также могут получить доступ на международные рынки. Одной из них наверняка станет интернет-магазин Digikala. Согласно данным The Guardian, это крупнейший онлайн-ритейлер в стране с 750 тыс. ежедневных уникальных посетителей. Стоимость компании, которая развивалась в условиях закрытого рынка, составляет около $150 млн.
Руководитель Digikala Хамид Мохаммади уже рассказал The Guardian, что результатом снятия санкций станет приход американских и европейских брендов в Иран. Это позволит подстегнуть рынок онлайн-ритейла в стране.
Кроме того, по данным исследователя Ближневосточного региона Кристофера Шредера, в Иране наблюдается колоссальный рост числа интернет-пользователей. В частности, в 2014 году количество выходивших в интернет через 3G составляло 1 млн человек, но с тех пор в стране произошел двадцатикратный рост пользователей сотовых сетей третьего поколения. Каждый месяц телекоммуникационные компании Ирана отмечают регистрацию в своих сетях более миллиона новых смартфонов.
Правительство Ирана уделяет повышенное внимание развитию IT-сектора. В частности, в стране существует стартап-акселератор Avatech, в рамках которого участники тестируют свои разработки и получают материальную поддержку в обмен на 15-процентную долю в их бизнесе. Всего Тегеран поддерживает 31 стартап-инкубатор, в рамках которых реализуются технологические решения в области образования, сельского хозяйства и здравоохранения.
Однако, по мнению экспертов, говорить об Иране как о перспективном IT-рынке пока преждевременно. Как рассказал «Газете.Ru» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, несмотря на определенную эйфорию в сети и послабления режима, Иран был и остается одним из главных противников свободы слова и коммуникаций в интернете.
«Безусловно, будут развиваться определенные сегменты, такие как электронная коммерция. Есть ресурсы для развития внутреннего рынка и сервисов на фарси, такие как соцсети, онлайн-видео и реклама», — считает Казарян.
В то же время, хотя проникновение интернета в Иране сравнимо с российским, качество доступа к сети там значительно хуже и развитие во многом будет определяться инвестициями в инфраструктуру. Всего же число пользователей интернета в Иране, по данным эксперта, составляет около 45 млн, и многие неплохо научились обходить запреты.
По данным исследования, проведенного в 2012 году, число пользователей Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) в Иране составляло 58%, несмотря на то что сервис был официально заблокирован Тегераном. Аятолла Али Хаменеи, духовный лидер Ирана и второй фактический глава государства, также активно присутствует в социальных сетях: на твиттер-аккаунт @khamenei_ir, который распространяет новости об аятолле, подписано 136 тыс. человек, а сам он опубликовал более 7 тыс. твитов.
По словам Казаряна, у Ирана все же есть перспективы по расширению IT-сектора. Однако все будет зависеть от дальнейшей внутренней либерализации цифрового рынка. Эксперт напомнил, что с приходом предыдущего президента Ахмадинежада все вопросы касательно интернета и блогеров решались очень жестко.
В то же время в стране почти половина населения моложе 35 лет, а уровень образования весьма высок. «Высока и тяга молодых иранцев к знаниям, что косвенно подтверждается популярностью западных онлайн-курсов, наличием местных фондов и акселераторов и интересом к местному рынку таких инвестиционных групп, как Naspers, Rocket Internet, 500 Startups и т.д. В случае внутренней либерализации доступ к финансам и экспертному анализу поможет создать новое поколение интернет-предпринимателей», — заключил Казарян.