«Безопасностью надо управлять»

Глава регионального IoT-подразделения Intel о перспективах развития интернета вещей

Владимир Тодоров
Уже в ближайшем будущем технологии интернета вещей не только позволят управлять своим домом через сеть, но и навсегда изменят городскую инфраструктуру во многих мегаполисах мира. Директор по интернету вещей корпорации Intel в регионе EMEA Род О'Ши рассказал «Газете.Ru», как эффективнее использовать данную технологию в повседневной жизни.

— Рынок интернета вещей сегодня растет очень быстрыми темпами и, по прогнозам, достигнет объема $3 трлн к 2020 году. Apple и Google уже предлагают собственный протокол по объединению IoT в единую инфраструктуру. Существуют ли аналогичные разработки у Intel?

— В рамках интернета вещей вряд ли будет существовать один-единственный протокол. Ведь уже сегодня в мире существует 15 млрд устройств интернета вещей, а к 2020 году их будет уже 50 млрд. И все эти устройства будут обладать разным функционалом и дизайном, а также требовать разных протоколов.

Решением станут формирующиеся уже сегодня отраслевые протоколы, одинаковые для, скажем, всего автопрома, бытовой техники или торговых автоматов.

В то же время Intel ведет разработку IoT Platform — платформы интернета вещей, которая позволит практически любому устройству подключиться к единой сети через шлюз независимо от его собственного протокола.

При этом данная платформа автоматически обеспечит проверку доверия к данному устройству и безопасность его подключения к сети.

— А насколько в принципе актуальна проблема безопасности интернета вещей? Какими будут элементы защиты сети от хакерских атак и других вредоносных действий?

— Безопасность всего пространства интернета вещей должна задаваться еще на уровне создания архитектуры. Иными словами, необходимо обеспечить защиту от любых вредоносных действий еще при разработке протоколов и устройств интернета вещей.

И я уверен, что эффективные решения по безопасности будут найдены еще на этапе развертывания всей инфраструктуры интернета вещей.

Различные устройства и датчики можно защитить с помощью шлюзов, потому что именно через шлюзы они подключаются к системе и через них можно управлять этими устройствами и обеспечивать их присутствие в облаке.

Безопасность нельзя игнорировать, ею необходимо управлять на уровне устройства и системы в целом.

И у IoT-платформы Intel есть 20 аппаратных и программных элементов, обеспечивающих безопасность на этих двух уровнях.

— Как Intel и другие компании на рынке собираются решать проблему энергопотребления устройств? Ведь система «умного» дома и элементы городской инфраструктуры требуют серьезных энергозатрат.

— В этом вопросе важны два аспекта — расход электроэнергии самим устройством и пропускная способность электросети. В лаборатории Intel разрабатывается решение, позволяющее не только контролировать, но и оптимизировать потребление электроэнергии.

Сети сегодня становятся более распределенными, поэтому необходимо точно рассчитывать, откуда берется электричество, на каком этапе оно входит в сеть и как потом расходуется.

Уже существуют решения, позволяющие конкретному IoT-устройству расходовать энергию только тогда, когда оно выполняет свою функцию. Активно развиваются технологии беспроводной зарядки, позволяющие серьезно экономить на энергопотреблении устройств в радиусе действия. Ну и не стоит забывать и об альтернативных источниках энергии, включая солнце и ветер.

— Какие из элементов «умного» дома станут наиболее популярными на рынке к 2020 году?

— Поведение покупателей и потребительские тренды предсказать очень сложно, ведь на рынке уже сегодня очень много инновационных решений. Если говорить про «умный» дом, то самыми популярными наверняка станут интерактивные развлекательные системы, системы управления безопасностью и электроэнергией, а также механизмы удаленного управления всем домом в целом.

Кстати, «умные» дома — хороший пример использования интернет-шлюзов. Ведь именно через них все элементы домашнего быта будут соединяться с интернетом вещей.

— Насколько активно сегодня проходит интеграция интернета вещей в городскую инфраструктуру и систему управления городским транспортом? Как эта система будет развиваться в будущем?

— По прогнозам аналитиков, к 2050 году городское население в мире удвоится, так что нагрузка на городскую инфраструктуру также серьезно возрастет. Интернет вещей в первую очередь поможет решить транспортные проблемы путем налаживания эффективной маршрутизации и организации направлений движения общественного и личного транспорта в городе.

Так, недавно Intel совместно с Siemens презентовала решение, позволяющее водителю быстро отыскать парковочное место в городе.

Ведь, по оценкам экспертов, до 40% затруднений городского трафика случается именно по вине людей, уже приехавших на место и ищущих, где бы припарковаться.

Интернет вещей также может помочь эффективнее заполнять грузовые автомобили и выстраивать маршрут их передвижения. Например, в Лондоне основная доля выбросов в атмосферу приходится на автофургоны доставки, но большинство из них загружаются не более чем на 1/5 их максимальной вместимости.

Так что в сфере управления транспортом интернет вещей открывает огромный простор для инноваций.

— А как решения интернета вещей могут помочь в деятельности коммунальных и градостроительных служб, а также системы здравоохранения?

— В сфере строительства применение элементов интернета вещей уже началось. Возводимые сегодня здания часто умеют контролировать расход электроэнергии и воды, а также регулировать отопление и кондиционирование помещений.

В сфере здравоохранения интернет вещей может применяться и на этапе диагностики, и на этапе реабилитации пациента. После лечения в стационаре разнообразные носимые устройства совместно с интернетом вещей помогут обеспечить своевременный прием лекарств или регулярное выполнение реабилитационных упражнений. Они же будут отслеживать основные параметры жизнедеятельности пациента.

Интернет вещей в будущем будет активно использоваться и в образовательной сфере. Ведь рост населения повысит спрос на инновационный образовательный контент.

— Несмотря на перспективность интернета вещей, стоимость внедрения некоторых решений в данной области сегодня крайне высока. Как в обозримой перспективе можно уменьшить цену ряда элементов интернета вещей?

— Есть несколько способов снизить стоимость внедрения интернета вещей. Самый главный из них заключается в активном использовании инноваций. Также необходимо следить, чтобы архитекторы IoT-решений чаще использовали уже известные решения, а не пытались создавать их заново.

Отчасти поэтому Intel и другие компании зачастую предлагают единую стабильную платформу для инноваций, которая выступит интегратором новых решений и отберет наиболее конкурентоспособные из них. Это позволяет серьезно повысить ценность конечного продукта для бизнеса.

— А как рынок интернета вещей планирует бороться с засильем консервативных взглядов со стороны конечных покупателей? Ведь далеко не все понимают необходимость появления IoT-элементов в повседневной жизни и их экономическую ценность.

На мой взгляд, большинство инноваций, не добившихся успеха на рынке, на самом деле не имели настоящей ценности для бизнеса. Так, программы по установке температурных датчиков во многих городах мира позднее были признаны неуспешными лишь потому, что эти датчики устанавливали совершенно бездумно, без понимания того, зачем это нужно городу.

Если же у инновации видны модель монетизации и бизнес-перспективы, она может быстро и эффективно окупиться.

Другим барьером на пути инноваций часто становится отсутствие возможности протестировать их. И IoT-лаборатории как раз позволяют проверить экономическую жизнеспособность того или иного решения и понять, с какими рисками придется столкнуться при ее внедрении.

— Рост числа устройств интернета вещей неизбежно приведет и к росту объема интернет-трафика. Как необходимо выстраивать интернет-инфраструктуру для интернета вещей, чтобы не столкнуться с дефицитом интернет-трафика?

— Сетевая инфраструктура сегодня серьезно меняется. И один из самых актуальных трендов в этой области — массовый переход на программно-определяемые сети. Иными словами, одновременно с ростом интернет-трафика будут повышаться пропускная способность каналов и мощность серверов.