Фильм на деньги интернета

5 кинопроектов новой цифровой эпохи

Современную киноиндустрию часто критикуют за примитивность сценариев и отсутствие новых идей. Однако многие действительно интересные проекты сегодня реализуются с помощью краудфандинга. «Газета.Ru» собрала самые яркие примеры того, как интернет-пользователи могут помочь звезде сериала «Клиника», почтить память защитников Великой Отечественной и даже снять первый фильм для взрослых в космосе.

Прежде чем рассказать о самих проектах, стоит посвятить пару слов и краудфандингу. Свое название модель получила от английского слова «crowd» — толпа. Это означает, что интернет-пользователи сами финансируют реализацию понравившихся им проектов и не рассчитывают, что получат свои средства назад. Вместо этого авторы идеи в благодарность отсылают пожертвовавшим футболки, кружки и другие фанатские сувениры, размещают их имена в титрах, а также дают право приоритетной покупки в случае коммерческого успеха продукта.

Однако пользователи во многом отдают деньги просто за возможность почувствовать свою значимость и стать частью интересного проекта. Ведь по мнению известного американского психолога-когнитивиста Мартина Селигмана, причиной депрессии у людей часто становится отсутствие позитивных результатов от работы и отсутствие влияния на негативные процессы в обществе.

Краудфандинг становится для них настоящей отдушиной, поскольку они чувствуют свой вклад в результат и получают немедленную обратную связь.

В результате разовые участники проектов на краудфандинговых площадках почти всегда становятся их постоянными пользователями.

Но все же главное — это результат совместных усилий создателей проекта и его спонсоров, так что вернемся к фильмам.

Kung Fury

Сумасшедшая комедийная 30-минутка, снятая по канонам боевиков эпохи VHS, а потому до краев наполненная полицейской драмой и восточными единоборствами. По сюжету, мастер кунг-фу и по совместительству полицейский из Майами отправляется в прошлое, чтобы убить самого Гитлера, которого в Германии 1940-х подчиненные зовут не иначе как «Кунг-фюрер»...

Проект шведского режиссера Дэвида Сандберга никогда не получил бы денег от кинопродюсеров, но мгновенно привлек к себе внимание интернет-общественности, собрав на Kickstarter $630 тыс. при заявленном бюджете в $200 тыс.

Сегодня на YouTube ролик просмотрели уже более 15 млн человек, чему во многом способствовала мощная промокампания от звезды сериалов «Рыцарь дорог» и «Спасатели Малибу» Дэвида Хасельхоффа. Актер не только исполнил заглавную песню к фильму, но и снял одноименный клип, также собравший почти 15 млн YouTube-просмотров.

В России фильм недавно озвучил мэтр переводов 1990-х Леонид Володарский. Его внимание к картине опять же привлекли интернет-пользователи, один из которых даже полностью оплатил услуги переводчика.

Хотел бы я быть здесь

Звезда телесериала «Клиника» Зак Брафф с помощью краудфандинга сумел отстоять право определять актерский состав в своем новом фильме по сценарию, написанному им в соавторстве с братом. Продюсеры выступили против приглашения Джима Парсонса (Шелдона из «Теории большого взрыва») на роль друга героя Браффа, а также всячески ограничивали творческую свободу молодого режиссера.

В результате Зак собрал необходимые для съемок $2 млн всего за три дня, а за 30 дней кампании актеру удалось привлечь более $3,1 млн от 46 520 пользователей.

После выхода фильма российские прокатчики изначально отказались от его дистрибуции, однако благодаря усилиям известного видеоблогера BadComedian картину все же показали в кино. В знак благодарности Зак Брафф напрямую связался с видеоблогером и пригласил его озвучить главную роль в российском дубляже фильма.

Вероника Марс

В данном случае краудфандинговая модель была использована кинопроизводителями в исследовательских целях. Продюсеры сомневались в коммерческом успехе полнометражки по популярному некогда сериалу о девочке-подростке Веронике, помогающей отцу-детективу в расследовании преступлений, а потому поставили создателю сериала Робу Томасу невыполнимое условие — привлечь в сети $2 млн за месяц.

Фанаты сериала собрали необходимую сумму всего за 10 часов, а в итоге бюджет картины составил более $5,7 млн, полученных от 91,5 тыс. «доноров». В прокат фильм вышел в 2014 году.

PornHub SEXPLORATION

Видеохостинг для взрослых PornHub не в первый раз привлекает внимание своим креативным подходом к соответствующему разделу киноиндустрии. Чего стоит остроумный рекламный плакат «All you need is hand» на одном из небоскребов Таймс-сквер в Нью-Йорке!

Два дня назад PornHub запустил исследовательскую космическую программу SEXPLORATION и соответствующую кампанию на indiegogo.com. Цель — за два месяца собрать $3,4 млн на съемки первого видео для взрослых в космосе. За два дня кампании уже собрано более $15 тыс. В масштабах общей суммы это немного, но краудфандинговые кампании часто разгоняются ближе к завершению. А в том, что организаторы смогут привлечь к своему проекту внимание, сомневаться не приходится.

За крупные суммы пожертвований предусмотрены награды, носящие интригующие названия Apolo 69, Black Hole, Uranus, Asstranaut, и вряд ли кто-то удивится, если в итоге PornHub окажет заметное влияние на процесс освоения человеком космоса.

Двадцать восемь панфиловцев

Прекрасные примеры краудфандинга в киноиндустрии существуют и в России. Так, успех проекта «Двадцать восемь панфиловцев» ярко отражает потребность российских зрителей в качественном военно-историческом кино. Фильм рассказывает об известном героическом эпизоде Великой Отечественной войны — неравной схватке 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова с рвущимися к Москве немецкими танками.

Изначально создатели планировали выпустить короткометражный фильм с бюджетом 300 тыс. руб., однако проект на Boomstarter.ru быстро собрал почти 3,2 млн руб. В результате было решено выпустить полнометражную картину, и сейчас сбор средств продолжается на официальном сайте проекта. На данный момент бюджет составляет почти 33 млн руб. из необходимых 60 млн руб.

На YouTube первый тизер фильма просмотрели более 1,5 млн чел.

Таким образом, краудфандинг как способ финансирования в перспективе может поменять модель производства и потребления фильмов.

Ведь сегодня кинорепертуар во многом определяют крупные кинопроизводители, обладающие непропорционально большими финансовыми ресурсами.

Инновационный и оригинальный проект вряд ли получит у них финансирование в силу высоких рисков, поэтому зрителю приходится довольствоваться однотипными блокбастерами с дорогостоящими компьютерными эффектами.

Однако с ростом популярности краудфандинга в кинопроизводстве у зрителей изменится не только ассортимент фильмов, но и модель правообладания. Ведь уже сегодня многие эксперты говорят о перспективности свободной цифровой дистрибуции авторских продуктов, и развитию этой модели могут помочь яркие проекты с коллективным финансированием.