Родители боятся интернета

Исследование показывает рост настороженности родителей к глобальной сети

Активная деятельность чиновников в области регулирования интернета в России вызывает увеличение информационного фона в СМИ, связанного с киберугрозами, особенно для молодого поколения. Социологическое исследование, проведенное Фондом «Общественное мнение» и поисковиком «Спутник», показывает рост негативного восприятия интернета и заметное снижение количества родителей, которые считают глобальную сеть полезной для развития и образования детей.

Исследование показало, что 24% родителей детей, пользующихся интернетом, считают, что в сети нет сервисов, безопасных для ребенка. За два года, с 2013 года по 2015 год, количество родителей, которые считают интернет полезным для ребенка, снизилось с 55 до 51%, а тех, кто считает интернет вредным для детей, соответственно увеличилось с 26 до 30%. При этом хорошо заметно различие восприятия глобальной сети между крупными городами и регионами: в крупных городах пользу интернета для детей видят 69% опрошенных против 46% родителей среди жителей малых городов.

За два года выросло количество родителей, которые считают, что интернет вреден для здоровья детей, негативно влияет на их успеваемость и вреден для психического здоровья подрастающего поколения. Больше родителей считает, что дети из-за интернета перестают думать и начинают хуже учиться. Если в 2013 году 17% опрошенных считали, что глобальная сеть нужна детям для учебы в школе, то в 2015-м так ответили только 7% родителей.

При этом осведомленность родителей о реальной опасности тех или иных ресурсов и сервисов по-прежнему оставляет желать лучшего. Так, 34% родителей считают безопасными мультипорталы, такие как «Яндекс» и Mail.Ru, 22% считают безопасными сайты с музыкой, а 12% — социальные сети.

«Безусловно, определенную роль в динамике восприятия родителями интернета играет информационный фон в СМИ, связанный с принятием законов, регулирующих деятельность российского сегмента сети, и те родители, которые не разбираются в интернет-технологиях, все больше видят в интернете опасность, а не пользу», — уверен главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Эксперт считает, что идет естественный процесс, в ходе которого молодое поколение становится более технологичным, и родителям это сложно понять. Бурная реакция детей на лишение доступа в сеть или отбирание гаджетов выглядит ненормально. Однако если посмотреть на это с точки зрения детей и вспомнить, как реагировали в свое время сами родители, когда им запрещали гулять и лишали тем самым возможности общаться со сверстниками, то все становится уже не так однозначно. Ситуация больше похожа на обычный конфликт поколений. Родителей пугает, что дети ходят, постоянно уткнувшись в мобильные устройства, и для них это никогда не будет нормальным.

«Если нагнетание негативного информационного фона будет продолжаться, то существует опасность получить ситуацию, схожую с восприятием интернета, скажем, в Иране, где глобальная сеть и все, что исходит из нее, априори плохо, и молодое поколение стараются оберегать от его влияния, что не способствует развитию иранского общества и включению его в мировое информационное сообщество», — уточнил Казарян.

Однако эксперт считает, что ситуация меняется к лучшему. Родителями сейчас становятся те, кто имел дело с персональным компьютером с детства, растет компьютерная грамотность, и родители хорошо знают, как уберечь ребенка от опасностей в сети, о чем говорят цифры исследования.

Более 71% родителей (от 71 до 85% для разных категорий опрошенных) считают, что сами ответственны за безопасность ребенка в глобальной сети, и только 35–48% (для разных категорий) считают ответственным за безопасность детей государство и 38–54% — владельцев сайтов и мобильных приложений.

Около 94% родителей детей, которые пользуются интернетом, считают, что взрослые должны следить за тем, какие сайты посещают дети.

Однако несмотря на позитивную динамику, пока только малая часть родителей представляет, как реализовать это на практике. Только 17% семей используют хотя бы одно средство для того, чтобы обезопасить детей в интернете. Год назад таких семей было 14%.

Антивирус установлен на компьютерах 63% опрошенных, смотрят видео, пользуются социальными сетями, играют в онлайн-игры вместе с ребенком 19% родителей, предварительно проверяют безопасность сайтов для ребенка 17%, используют сетевой фильтр 12%, чистят историю своих поисковых запросов и посещенных страниц в браузере 10% родителей, используют ПО для родительского контроля 9%, безопасный «детский» поиск в интернете — 5%, услугу «детский интернет» от провайдера — 4%. Около 14% родителей не используют никаких средств контроля.

При этом только техническими средствами проблему контроля доступа ребенка в сеть решить невозможно.

«Один из распространенных вопросов родителей на приеме у психолога — «Как контролировать доступ ребенка в интернет?», — уверена Светлана Филяева, семейный и детский психолог. — Ошибка часто кроется в самой формулировке. Прежде всего маме и папе нужно понять, какой смысл они вкладывают в слово «контроль».

«Вы хотите исключить интернет вообще? Или есть желание научить ребенка быть заинтересованным пользователем, показать, как отсеивать ненужную информацию и формировать правильно запросы? Или вы озабочены не контентом, а количеством времени, которое дети проводят в виртуальном пространстве?»

Варианты контроля могут быть разные, и это только некоторые самые распространенные. Практика психолога показывает, что часто родители не формулируют четко свои пожелания даже для себя, а ребенок, как правило, слышит только критические замечания. В итоге взрослые и дети оказываются по разные стороны баррикад. Поэтому первая рекомендация психолога родителям — сформулировать четко свою цель для себя.

Психолог советует проявить уважение и внимание к интересам ребенка. Поговорить по-дружески о том, что привлекает его внимание, какие сайты нравятся. Поделиться своими знаниями. И не забывать меняться ролями — пусть и ребенок научит родителей чему-то. Не стоит спешить с выводами, если родителям что-то не понравится сначала или покажется непривычным.

«Вот несколько креативных советов для родителей, — уточнила Светлана Филяева. — Если ребенок погружен в онлайн-стратегию, значит, вы можете продолжить эту тему и за пределами сети — включите в число следующих покупок настольную игру «Монополия». Ваша дочь прыгает с сайта на сайт, изучая жизнь звезд, светскую жизнь и последний актуальный «лук», — значит, можно познакомить ее с историей моды, купить книгу-биографию известного кутюрье, сходить на модный показ, записать на курсы рукоделия. Если вы начинаете общаться и видите, что ребенок увлечен темой вампиров, непознанного и оккультных наук, то не пугайтесь, а отправляйтесь вместе в музей или на лекцию, где расскажут об истории средневековья, алхимиках и, конечно, о графе Дракуле. Проведите совместное исследование о тайных обществах или устройте домашний спектакль со страшными масками и костюмами».

Психолог предупреждает, что тотальный контроль и запрет, как правило, влечет только увеличение внешнего или внутреннего сопротивления. Поэтому стоит сначала построить доверительные отношения с ребенком, найти зону общих интересов. После этого родителям будет уже легче сесть за стол переговоров с ребенком и вместе составить график и правила пользования интернетом.

Таким образом, законодательное регулирование и технические средства контроля доступа ребенка в интернет являются только частью мер по защите ребенка от опасностей в глобальной сети. Очень важен взвешенный подход к решению проблемы в семье, и рост иррационального недоверия родителей к интернету этому не способствует.