Крупнейший китайский интернет-ритейлер Alibaba Group зарегистрировал российское юридическое лицо «Алибаба.ком (РУ)» и открывает в России свое представительство. Об этом «Газете.Ru» рассказали в пресс-службе китайской компании.
Развивать свой бизнес ритейлер планирует через площадку AliExpress, которая уже является одним из самых популярных интернет-магазинов в России с месячной долей в 15,6 млн покупателей. Для дальнейшего продвижения компания подписала соглашение о сотрудничестве с российским перевозчиком SPSR Express, который теперь будет доставлять до 20 тыс. заказов в месяц.
В пресс-службе Alibaba отметили, что российское юрлицо в первую очередь поможет ритейлеру наладить взаимодействие с российскими партнерами и государственными органами.
Отношения с последними действительно остаются весьма напряженными. Так, ранее по инициативе «Почты России» в стране решили снизить максимальную стоимость посылки, на сегодня равную €1 тыс. Различные государственные ведомства предлагали утвердить это значение на уровне €500, €150 и даже €20, однако из-за больших противоречий решение вопроса было отложено до 2016 года.
Российские власти ожидаемо пугает стремительный рост отечественной аудитории зарубежных интернет-магазинов. Тем не менее, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2014 году из всего объема российского рынка e-commerce в 713 млрд руб. на кроссбордерные покупки пришлось лишь 30%.
Конечно, оптимизация доставки в 2014 году привела к росту числа посылок из-за рубежа на 115%, из которых более 80% приходится на Китай.
Однако суммарная стоимость большинства товаров из Поднебесной не превышала $30, в то время как в сегменте более дорогих товаров российские интернет-ритейлеры по-прежнему удерживают лидерство.
Так, наиболее популярным сервисом в сфере электроники остается товарный агрегатор «Яндекс.Маркет» с месячной аудиторией в 19,8 млн пользователей.
При этом, в отличие от российских властей, отечественные интернет-ритейлеры приветствуют регистрацию Alibaba российского юрлица, ведь это нивелирует конкурентные преимущества китайской компании.
В частности, в России товары зарубежных интернет-магазинов не облагаются НДС и не подпадают под действие норм российского закона «О защите прав потребителей». Иными словами, иностранный продавец не обязан сертифицировать товары и предоставить русскоязычную инструкцию, а также обеспечить их доставку потребителю и возврат бракованного товара за свой счет.
Теперь же Alibaba будет соблюдать все нормы российского законодательства, а также инвестировать в развитие отечественных рыночных сегментов и торговую инфраструктуру.
Руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов считает, что рыночная доля Alibaba будет расти, но конкурентная ситуация при этом начнет выравниваться.
«Иностранные онлайн-ритейлеры начнут «отъедать» не у интернет-магазинов, а у офлайновых сетей», — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Одновременно конкуренция станет более равной, поскольку торговые сети также настаивали на том, чтобы у Alibaba появилось российское юрлицо».
Кургузов также выразил сомнение в том, что AliExpress сможет обеспечить схожий с российскими ритейлерами уровень сервиса. Однако при серьезной ценовой конкуренции это не станет решающим фактором.
Тем не менее российские торговые сети также не видят в открытии офиса Alibaba в России какой-либо угрозы.
«Конкуренция очевидно усиливается, ведь AliExpress прежде всего предлагает недорогие товары, что в сложные экономические времена привлекательно для клиентов», — рассказал «Газете.Ru» начальник управления интернет-продвижения ритейлера «Связной» Михаил Морозов.
В то же время, по словам эксперта, очередной этап экспансии Alibaba на российский рынок скажется не на всех сегментах e-commerce.
«В 2014 году средний чек посылки из Китая составлял примерно $25–30. Таким образом, на рынке портативной электроники конкуренция может усилиться прежде всего в сегменте аксессуаров и отчасти в нише самых дешевых телефонов, а данный сегмент как раз падает. Также китайский сервис предпочтут те, кто хочет купить товары, не представленные в России», — считает Морозов.
Он также отметил, что с открытием российского представительства Alibaba придется создать систему клиентского обслуживания и построить необходимую для этого инфраструктуру. «На сегодня у Alibaba нет пунктов приема или обмена товара, которые есть у всех ведущих игроков e-commerce. Учитывая российскую географию и сложности логистики, построение такой системы может занять долгое время», — резюмировал эксперт.