Исследовательская компания GfK представила изучение самых перспективных технотрендов, которые окажут наибольшее влияние на глобальный и российский рынки в ближайшие несколько лет. Аналитики GfK выделили 10 главных тенденций для IT- и телеком-индустрии в области потребительских товаров и услуг.
Мобильность
Мобильная индустрия по-прежнему остается главным локомотивом IT и телекома. Несмотря на то что прорывных изобретений в этой области в последние годы не наблюдается, мобильные устройства и услуги на базе мобильного интернета будут самым быстрорастущим сектором высокотехнологичной экономики.
По прогнозам экспертов GfK, к 2019 году более 80% продаж мобильных услуг будет приходиться на мобильный интернет, а объем скачиваемых данных вырастет в десять раз. Это даст возможность расти бизнесу телеком-операторов, производителей мобильного контента и мобильной рекламе. Рост продаж мобильных устройств на развитых рынках упадет из-за насыщения спроса, но на развивающихся рынках он останется высоким.
Это справедливо и для российского рынка. Российский телеком-сегмент в январе-феврале, несмотря на кризис, показал семипроцентный рост. По предварительным прогнозам, тренд сохранится и до конца 2015 года.
Произойдет постепенное смещение выручки от продажи мобильных устройств в сферу оказания услуг, потребляемых на этих устройствах
Мультиэкран
Уже сейчас велика доля потребителей, которые пользуются двумя или даже тремя устройствами. В развитых странах эта цифра может доходить до 60% аудитории, как, например, в Великобритании.
Потребители желают иметь бесшовный и простой доступ к контенту — деловой и личной информации — с любого своего устройства. Концепция BYOD (Bring Your Own Device — принеси свое собственное устройство), ставшая популярной у многих работодателей, подстегивает этот тренд.
Эксперты отмечают, что обеспечение совместимости работы нескольких устройств — это и вызов, и новые возможности для IT-индустрии.
Мобильный видеоконтент
С развитием мобильных 3G- и LTE-сетей существенно возрастет потребление видеоконтента. Этот тренд оказывает влияние на рост популярности планшетов и фаблетов (смартфоны с диагональю экрана 5 и более дюймов), так как на подобных устройствах комфортнее смотреть видео, чем на «классических», 4-дюймовых, смартфонах.
Электроника аксессуаров
Перспективный тренд, который подхватили практически все крупные вендоры потребительской электроники. «Умные» часы, браслеты, очки и другие аксессуары — интерес к этой группе товаров наблюдается в основном у техноэнтузиастов, но в 2015 году, с выходом Apple Watch, он может стать массовым.
Пока рост популярности носимых устройств сдерживают такие проблемы, как небольшое время автономной работы, недостаточная функциональность и спорный дизайн большинства из них.
Мобильные, бесконтактные платежи
Cейчас мобильные платежи осуществляются через SMS и приложения онлайн-банкинга, однако в ближайшие годы ожидается распространение систем бесконтактных платежей на базе технологии NFC. Рынок созрел для того, чтобы мобильный телефон стал полноценным платежным средством.
Развитие технологий сдерживает отсутствие яркого и харизматичного игрока, способного популяризировать бесконтактные платежи. Пока это не удалось даже Apple.
Подключенные «умные» автомобили
Cейчас подключенные к онлайн-системам автомобили используются в основном на рынке b2b. В транспорте и логистике — для мониторинга местонахождения, маршрута, скорости, расхода топлива, в области автострахования — для мониторинга использования функций автомобиля и качества вождения: измерения количества экстренных торможений, среднего времени движения с повышенной скоростью, отслеживания неисправностей и проч.
Эксперты ожидают роста массового спроса на «умные» функции со стороны автолюбителей. Главные преимущества подключенного автомобиля лежат в области безопасности, экономии, развлечений. Можно ожидать новых партнерств между автобрендами и телеком-операторами, что уже и происходит. На недавнем Международном мобильном конгрессе в Барселоне были анонсированы подобные партнерства между Vodafone и Porsсhe, LG и Audi, AT&T и Cadillac.
«Умный» дом
«Умный» дом — одна из реализаций технологии интернета вещей. С помощью технологий «умного» дома потребители могут удаленно контролировать в своем жилище практически все, от кофе-машины и содержимого холодильника до освещения и дверных замков. На последних технологических выставках ряд вендоров представили специальные хабы — платформы, позволяющие подключать к интернету практически любые домашние устройства.
Big data
Все пользователи интернета во время онлайн-покупок, пребывания в соцсетях, потребления контента оставляют за собой «цифровой след». Как правило, это огромные массивы неструктурированной информации. Один из ключевых вопросов, который пытаются решить многие компании, имеющие доступ к подобной информации, — как монетизировать и использовать ее на благо потребителя и бизнеса, не нарушая при этом приватности пользователя. Ожидается, что в ближайшие годы доход от использования подобной информации будет исчисляться миллиардами долларов.
Информационная безопасность
С развитием информационных технологий актуальным стало обеспечение безопасного хранения данных на мобильных устройствах.
Мобильный телефон теперь — это не только доступ к страницам в социальных сетях. Он стал ключом к банковскому счету, дому, автомобилю.
Популярным направлением в области информационной безопасности становится биометрическая идентификация — по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза и 3D-cкану лица.
Дополненная и виртуальная реальность
Дополненная реальность добавляет виртуальный слой к изображению физических объектов, виртуальная — полностью погружает пользователя в виртуальный мир. Обе технологии открывают новые возможности применения в самых разных областях и могут полностью изменить пользовательский опыт потребления контента, от игр и шопинга до навигации, образования и науки.
«Один из важнейших выводов исследования GfK о ключевых технологических трендах в том, что новые технологии делают бизнес кросс-индустриальным, открывая возможности для разного рода совместных программ. Модные бренды и производители гаджетов, технобренды и банки, мобильные операторы и медиа — новые решения для потребителей будут появляться в результате новых партнерств», — говорит заместитель генерального директора GfK Марина Безуглова.