Холодильник подключат к интернету

IBM вложит $3 млрд в развитие «интернета вещей»

Алексей Короткин, Дмитрий Бевза
IBM представила стратегию развития технологий для «интернета вещей» (Internet of Things), в рамках которой в течение четырех лет будет инвестировано $3 млрд и создано новое подразделение.

Технология, которая получила название «интернет вещей» (Internet of Things — IoT), получает все новые импульсы для своего развития. Компания IBM объявила об инвестировании $3 млрд в новое IoT-подразделение и рассчитывает получать $40 млрд в год от этого направления к 2018 году, что составит 45% всех доходов «голубого гиганта».

Что же это за новая «Большая вещь», которая ожидает пользователей по всему миру, по прогнозам компании, уже через три года?

IBM вкладывает в нью-йоркскую технологическую компанию Armonk, которая предлагает корпоративным пользователям технологию обработки данных от множественных источников, таких как датчики в зданиях, смартфоны и домашняя техника, чтобы те могли улучшить свои продукты.

Первым крупным партнером станет Weather Co, которая переведет свои погодные сервисы в облако IBM. На основе обработки их данных страховые компании, например, смогут извещать своих клиентов о приближении природных катаклизмов, урагана, града и необходимости спрятать автомобиль в укрытие, а торговые сети — более эффективно планировать товарные запасы, так как погода влияет на поведение покупателей.

IBM уже объявила о своих первых крупных клиентах: немецком производителе шин Continental AG, компании по выпуску реактивных двигателей Pratt & Whitney и других.

Так что же это за «интернет вещей» и почему вокруг него в последнее время стал возрастать ажиотаж?

Под этим емким словосочетанием понимаются встраиваемые электронные устройства с относительно узкой функциональностью, которые могут обмениваться данными через интернет, а также облачная инфраструктура, где производится хранение и обработка собираемых больших данных с множества устройств и датчиков. Наиболее развитые направления «интернета вещей» в мире в настоящее время — это «умный дом», безопасность и здравоохранение, мультимедиа и развлечения. Встраиваться такие устройства могут куда угодно — в термостат на батарее отопления, в медицинский прибор, в автомобиль, в холодильник, в камеру наблюдения и так далее.

Возникает логичный вопрос: «Зачем кофеварке или холодильнику доступ в интернет?» Кроме параноидального объяснения: «Чтобы следить за мной!» (хотя, не без этого, конечно) есть и весьма существенные выгоды, такие как профилактика заболеваний и помощь в ведении здорового образа жизни, экономия ресурсов, предупреждение различных житейских неприятностей.

Скажем, фитнес-браслет или те же Apple Watch — это примеры реализации «интернета вещей».

В Японии, где коммуникации и здравоохранение развиты очень сильно, обыденностью становятся «умные» унитазы (и это не шутка), которые регулярно берут анализы у членов семьи и ведут записи в карте пациента. Благодаря этому многие болезни можно предотвратить или купировать в самом начале.

«Умный» тонометр может автоматически загружать результаты измерений в приложение смартфона, которое сразу даст медицинские рекомендации и перешлет данные измерений врачу.

Пожарная сигнализация и датчики безопасности, контроль окон, температуры, отопления, освещения, подачи воды — все это позволит экономить на коммунальных платежах.

Да, сейчас установка подобного оборудования совершенно недоступна для большинства жителей крупных городов, не говоря уже об остальном населении, но с учетом потенциальной экономии ресурсов эти технологии придут в дома к жителям гораздо быстрее, чем может показаться. Например, во многих домах уже устанавливаются многотарифные счетчики электроэнергии, подключенные к интернету, что позволяет упростить учет потребления электричества и платить за него через сайт энергетической компании без бумажных квитанций и очереди к окошку в кассу. Это все и есть «интернет вещей».

Даже холодильнику нужен интернет. Устройства со считывателем штрих-кодов товаров, которые домохозяйка кладет в холодильник, позволяют вести учет расходов бюджета семьи, потребления калорий и вредных веществ, содержащихся в продуктах, получать информацию о том, где эти товары можно купить дешевле. Конечно, это открывает дорогу и маркетологам, которые не упустят возможности оказать прямое воздействие на покупателей.

Мировые лидеры, такие как Apple и Amazon, уже застолбили отдельные ниши в области «интернета вещей». Сперва Amazon выпустила колонку Echo, которая понимает голосовые команды, перенаправляет их на различные устройства «умного» дома, различает членов семьи, осуществляет поиск, проговаривает результат и дает рекомендации. Затем, Apple внедрила похожие функции в Apple TV.

Казалось бы, существуют Siri, голосовой поиск Google и Cortana, но отдельное приложение на телефоне не сравнится с мощью облачных серверов Amazon с подключенным искусственным интеллектом.

Само собой, широчайшее применение «интернета вещей» получит (и уже получает) в автомобилестроении. За этот рынок с автогигантами уже борются Tesla, Apple и Google.

Но все же, $3 млрд — не много ли для несформированного рынка?

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын считает, что нет: «Фактически IBM собирается инвестировать по $700 млн в год в течение четырех лет. Масштаб инвестиций связан с тем, что корпорация намерена собирать данные и продавать аналитику глобально. Сейчас, по оценке аналитиков Cisco, количество устройств, подключенных к интернету, составляет порядка 25 млрд. В настоящее время интернетом пользуются 3 млрд человек, соответственно, грубо говоря, на каждого пользователя сети уже приходится восемь подключенных устройств.

Оптимистический прогноз на 2020 год обещает 4,4 млрд пользователей интернета. Соответственно, можно ожидать не менее 37 млрд подключенных устройств. Но это в том случае, если мы не наденем «умные» часы, не сядем в «умный» автомобиль, а заболев, не поставим себе «умный» градусник. Поэтому аналитики Cisco предрекают, что уже в 2020 году через интернет будут коммуницировать 50 млрд устройств. В более далекой перспективе речь идет о триллионах.

Триллион несложных датчиков, передающих данные, которые надо хранить и обрабатывать, — это бизнес, заслуживающий крупных инвестиций. Устройства и алгоритмы могут быть прозаическими и не впечатляющими наше воображение. Но чем они проще, тем больше денег принесут компаниям, которые их внедрят. Прочувствовать масштаб явления проще всего, если вспомнить про радиочастотные метки (RDIF), которые стали стандартным инструментом ритейла. Но это и есть первый продукт «интернета вещей».

Вообще, «интернет вещей» — скучный, но полезный. Наверное, многие предпочли бы счетчики горячей и холодной воды, которые сами отправляли бы свои показания в коммунальные службы, не требуя от хозяина записывать показания на бумажке или набивать их на экране смартфона.

Не следует забывать и о возможностях применения «интернета вещей» в сфере безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, обороны и т.п.

На выставках те решения, которые сейчас можно внедрять, скорее всего, выглядят неинтересными для обычного человека. Эти решения лежат в основном в сфере B2B, а не B2C. Многим ли интересна какая-нибудь диспетчерская система, предназначенная для сбора информации о местонахождении грузовиков или железнодорожных вагонов? С точки зрения обычного человека это очень скучно. «Интернет вещей» станет вызывать всеобщий интерес, когда Тим Кук начнет продавать холодильник, управляемый с iPhone и стоящий $100 тыс. Однако IBM работает как раз в B2B-секторе».

Так что прогнозы IBM уже не кажутся столь фантастичными. Законченный бизнес-продукт по подключению к интернету различных электронных устройств, получению и анализу данных с них, а также предоставлению данных сетей других умных устройств для их использования в каком-либо новом сервисе, будет очень востребован. В ближайшее время мы увидим настоящую битву за этот рынок, новый виток эволюции интернет-законодательства и политических интриг.