Обаму волнует Китай

Какое влияние на IT-индустрию окажет проект «антикибершпионского» закона, готовящегося властями КНР?

Алексей Короткин, Дмитрий Бевза
Чем грозит открытое противостояние США и Китая в киберсфере, прекратится ли выпуск айфонов и прочих гаджетов и почему Россия и ее IT-индустрия никого не интересуют, разбирался отдел технологий «Газеты.Ru».

Президент США Барак Обама остро отреагировал на намерения Китая принять закон о хранении персональных данных китайских граждан на территории страны, обязательном предоставлении властям КНР информации о действиях пользователей, установке бэкдоров (лазеек) для доступа правительственных силовых структур к этим данным и осуществлении антитеррористической цензуры.

«Как вы понимаете, наши технологические компании не будут готовы сделать это», — сказал он в интервью Reuters. — Мы дали им (китайским властям. — «Газета.Ru») четко понять, что они должны будут что-то изменить в этом законе, если собираются продолжать бизнес с Соединенными Штатами».

При этом принятие почти аналогичного закона в России не вызвало у американского президента и десятой доли интереса, по сравнению с намерениями китайских властей. Это очень хорошо показывает, взаимоотношения с какой страной являются сейчас приоритетными для США.

В Китае президента США услышали. Представитель китайского собрания народных представителей Ю Ин на следующий день заявила, что новое регулирование не противоречит законным интересам технологических компаний. Западные правительства, включая представителей Вашингтона, точно так же требуют от китайских компаний, действующих на территории США, предоставлять ключи шифрования и проходить интенсивные проверки безопасности.

Другими словами, президенту США указали на двойные стандарты в его политике и отказались выполнять его требования.

В связи с этим возникает обоснованное опасение развития политического и экономического конфликтов между КНР и США, которые, конечно, невыгодны ни одной из сторон.

Однако теория и практика конфликтов (как локальных, между отдельными группами людей и организациями, так и глобальных, между государствами) говорят о том, что поэтапная эскалация напряженности может вынудить стороны применять все более и более жесткие меры по отношению друг к другу до тех пор, пока цена конфликта не станет непомерной.

Зачастую ни участники конфликта, ни сторонние наблюдатели не верят сначала в саму возможность конфликта, а затем — в то, что он перейдет в самую жесткую форму. За примером далеко ходить не надо: Россия является непосредственным участником такого конфликта.

Для понимания того, какова цена конфликта между США и КНР для самих технологических компаний, нужно вспомнить, что произошло с Китаем за последние 25 лет. За эти годы Китай совершил настоящее экономическое чудо, целенаправленно вкладывая в промышленное производство, массово закупая технологии, обучая людей и развивая колоссальные сборочные комплексы. Для этого потребовались неимоверные финансовые вложения, огромные усилия по поддержанию информационной изоляции собственного населения в условиях стремительно развивающихся информационных технологий, а также нанести большой вред экологии страны. Это позволило КНР обеспечить необходимые мощности для обслуживания потребностей промышленного производства без преувеличения почти всех технологически развитых стран как Востока, так и Запада.

Заменить эти сборочные мощности попросту нечем в мировом масштабе. И если производство одежды и обуви сейчас мигрирует во Вьетнам и другие страны в связи с ростом уровня жизни и стоимости рабочей силы в Китае, то у электроники такой альтернативы нет.

Потребуется немало времени, прежде чем Индия и Африка смогут заменить Китай, при этом именно китайские компании активнее всего вкладывают и скупают собственность в африканских странах.

Например, один из крупнейших китайских производителей Foxconn обеспечивает сборку столь популярных iPhone 6, а экраны и детали для них Apple заказывает у южнокорейской компании Samsung, чьи заводы также расположены на территории Китая.

Apple — самая дорогая корпорация США, и именно благодаря новому iPhone компании из Купертино удалось завершить четвертый календарный квартал 2014 года с рекордными показателями.

Для Apple Китай критически важен не только как сборочный цех, но и как рынок сбыта. Четвертый календарный квартал 2014 года принес Apple $16,1 млрд (почти столько же, сколько в Европе, где было получено $17,2 млрд.) от продажи iPhone в Китае и рост доходов. Согласно данным исследовательской компании Kantar Worldpanel, в китайских городах iPhone продавался даже лучше, чем смартфоны Xaiomi.

Аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Леонид Делицын считает, что по собственному желанию американские компании производство переносить не будут, тем более что нет никакой гарантии, что другие страны в будущем не примут аналогичные законы о персональных данных.

«У компаний же всегда есть возможность создать промежуточные структуры, которые удовлетворяют всем требованиям страны, на территории которой они работают. Например, работал в России банк «Джи И Мани банк», и даже название его было написано русскими буквами», — говорит Делицин.

Китайские компании также зависят от технологий и рынка США. Практически все они используют американские патенты и технологии.

Например, известный китайский производитель телекоммуникационного оборудования Huawei помимо собственных разработок использует необходимые ему патенты и технологии американской Qualcomm. При этом на Китай приходится только около 35% доходов компании, а 65% выручки она получает в Европе, Америке, странах Тихоокеанского региона и на Ближнем Востоке.

Американский рынок является лакомым куском почти для всех компаний КНР. Объем ВВП на душу населения в США приблизительно в восемь раз больше, чем в Китае, и китайские компании с удовольствием его осваивают. E-commerce-гигант Alibaba быстро наращивает объемы продаж в США, активно приобретает американские стартапы и начинает предоставлять услуги, конкурирующие с Amazon, например предоставлять услуги облачного дата-центра.

Однако власти Китая всегда защищают интересы своего бизнеса и действуют осторожно в вопросах внешней политики, которые могут повлиять на него. Так, в ноябре прошлого года, еще до выступления Обамы в Стэнфордском университете, на Всемирной интернет-конференции в китайском городе Вужене чиновники КНР, обеспокоенные передачей корпорации по управлению доменными именами (ICANN) в международное управление (хотя по факту она остается под контролем США), что означает денационализацию интернета, превращение его в эдакое глобальное виртуальное пространство без границ, решили прощупать почву.

Всем участникам конференции в 11 вечера перед заседанием на следующий день под дверь гостиничных номеров подсунули проект декларации об интернет-суверенитете. В документе указывалось, что «…интернет стал большой деревней, и это бросает вызов национальному суверенитету», поэтому необходимо уважать границы друг друга и в виртуальном пространстве.

Это вызвало шквал критики в США. Китайцы все поняли, и документ на официальном заседании даже не появился. Но только тогда дело касалось международной политики, а сейчас речь идет о внутренних делах КНР.

«Безусловно, для китайских ИТ-компаний потеря американского рынка, если это произойдет, станет ощутимым ударом. Однако жертвовать национальной безопасностью из-за доходов ИТ-компаний руководство Китая не станет. Не думаю, что Обама серьезно рассчитывает, что китайское руководство учтет его пожелания. Кроме того, и в Европе американские компании начали натыкаться на сопротивление еврочиновников. Выиграть столкновения одновременно в Европе и в Китае нереально. Просто Обама обязан отреагировать, вот он и делает заявления. А китайское руководство, настаивая на своем, не слишком рискует: если что-то пойдет не так, то закон можно будет и отменить», — считает Делицин.

Очевидно, что китайские власти и американские компании все же будут стараться достичь компромисса. Производители из США, скорее всего, тихо выпустят отдельные версии оборудования для внутреннего китайского рынка и отдадут ключи шифрования для них китайским спецслужбам в обстановке строжайшей секретности. Широкая публика об этом никогда не узнает.

Однако американские технологические корпорации, пусть и столь могущественные, — это еще не вся власть в США. Нельзя сбрасывать со счетов горячие республиканские головы. Попытка утереть американский нос может вызвать навязчивое желание поиграть мускулами и подавить на психику.

Если вопрос стоит как «может ли конфликт между США и КНР остановить производство драгоценных iPhone в Китае?» — то, конечно же, нет. Если говорить о демонстративных «приостановках» и «заморозках», необходимых для сохранения лица политиков и торга, то они вполне возможны. Китайцы по максимуму используют их, чтобы под благовидным предлогом выдавить американские компании из тех сегментов, где они уже полностью могут справиться своими силами, как это и происходит сейчас, благодаря шикарной возможности, предоставленной Эдвардом Сноуденом.