Музыка нас связала

«Яндекс.Музыка», Google Play Music и Deezer: 3 музыкальных сервиса для смартфона

Дмитрий Бевза
Несмотря на ежегодное падение продаж в офлайновых и онлайновых музыкальных магазинах, общий интерес к музыке во всем мире продолжает расти. Изменилась лишь модель получения и потребления музыкального контента.

Эволюция потребительских предпочтений любителей музыки за последние 50 лет прошла долгий путь от небольших магазинчиков с виниловыми пластинками до мобильных приложений музыкальных сервисов, установленных на смартфонах.

В начале нулевых iTunes Store в связке с плеером iPod практически похоронил классические офлайновые музыкальные магазины, но сейчас, видимо, пришло время и крупнейшему в мире онлайн-магазину музыки подвинуться под натиском новых музыкальных интернет-сервисов.

По данным The Wall Street Journal, в 2014 году падение продаж в iTunes составило около 13%. В целом же в США, согласно данным RIAA, продажи песен упали на 11%, а альбомов — на 14%.

При этом выручка крупнейших музыкальных сервисов, таких как Spotify и Pandora, увеличилась на 46%, а число подписчиков Spotify достигло 40 млн.

Совершенно очевидно, что любители музыки в США проголосовали долларом в пользу подписной модели доставки музыкального контента на свои устройства. В среднем за $10 в месяц они получают практически неограниченный легальный доступ к музыке. Причем с ростом количества пользователей музыкальные сервисы постепенно снижают и стоимость самой подписки.

Похожая ситуация сложилась и на других рынках развитых стран. Что касается стран развивающихся, то там, конечно, основной моделью потребления музыкального контента по-прежнему является пиратская музыка, скачиваемая в интернете.

Россия в этом плане занимает промежуточное положение. С одной стороны, в феврале 2015 года Американский международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) и торговое представительство США в своем отчете в очередной раз внесли Россию в список государств, где процветает интернет-пиратство. С другой, вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия обязалась защищать права авторов и правообладателей и бороться с онлайн-пиратством, в том числе и музыкальным.

Две недели назад крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте», одновременно и крупнейший поставщик музыкального контента в России, ограничила своим пользователям возможность прослушивать музыку в мобильном приложении для iPhone и iPad.

«Мы сожалеем, что в результате непрозрачной политики компании Apple наши пользователи будут лишены возможностей музыкального стриминга в мобильных приложениях на этой платформе, а тысячи исполнителей, групп композиторов, диджеев и музыкальных компаний, загрузивших свою музыку в социальную сеть, не смогут донести ее до своих слушателей на мобильных приложениях VK под iOS», — заявил пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.

Тем не менее слушать музыку «ВКонтакте» по-прежнему можно в браузере, через мобильную версию сайта — m.vk.com, а также если открыть в мобильном приложении вкладку «Новости» → «Поиск», ввести в строку запрос m.vk.com/audio и нажать на первый найденный результат.

Еще одной неприятной новостью для российских любителей музыки в 2015 году стал официальный отказ крупнейшего в мире музыкального сервиса Spotify от выхода на российский рынок.

Таким образом два гиганта музыкальной онлайн-индустрии, такие как Spotify и Pandora, сейчас в России недоступны. Отчасти в этом виноват российский финансовый кризис, отпугнувший новых игроков, отчасти — достаточно высокий уровень музыкального пиратства в рунете. Однако во многом Spotify и Pandora не спешат в Россию из-за уже сложившегося у нас высококонкурентного рынка музыкальных сервисов.

Такие сильные игроки рынка, как «Яндекс.Музыка», Google Play Music, Deezer, предлагают российским пользователям довольно выгодные платные подписки с учетом нынешнего курса рубля: 149, 189 и 199 руб. в месяц соответственно.

Разумеется, этими музыкальными сервисами можно пользоваться и бесплатно, но подписка дает возможность сохранять понравившиеся композиции на смартфон для прослушивания офлайн (это, собственно, самое главное, для чего она нужна), а также доступ к дополнительным рекомендательным опциям, отключению рекламы и прочим бонусам.

Яндекс.Музыка

«Яндекс.Музыка» в App Store

«Яндекс.Музыка» в Google Play

Музыкальный сервис «Яндекса», возможно, самый популярный на сегодняшний день легальный музыкальный сервис в России среди любителей музыки.

Отличительные особенности: хороший музыкальный каталог (более 17 млн треков), отличная база российских музыкантов, очень продвинутая самообучающаяся система музыкальных рекомендаций, основанная на ваших музыкальных предпочтениях (чем больше вы пользуетесь сервисом, тем лучше она работает).

В приложении «Яндекс.Музыка» возможен импорт из медиатек «ВКонтакте» и iTunes, но в целом управление музыкальной коллекцией и импорт из сторонних источников — не самая сильная сторона «Яндекс.Музыки».

В мобильном приложении есть встроенный распознаватель музыкальных треков, работающий по принципу приложений Shazam и Soundhound.

Google Play Музыка

Google Play Музыка в App Store

Google Play Музыка в Google Play

Приложение, установленное по умолчанию на большинстве смартфонов под управлением Android, доступно также и для пользователей iPhone и iPad.

У сервиса Google Play Музыка еще больший музыкальный каталог, чем у «Яндекс.Музыки», — около 30 млн треков.

К очевидным плюсам Google Play Музыка можно отнести простую и интуитивно понятную веб-страницу сервиса, позволяющую управлять своей музыкальной коллекцией с помощью ПК. Импорт и добавление треков, альбомов и целых музыкальных каталогов происходит буквально в несколько кликов.

Принципиальных отличий от «Яндекс.Музыки» у Google Play Музыка нет. Это действительно прямые конкуренты. Отметим неплохую, но все же не такую изощренную систему музыкальных рекомендаций, как у Яндекс.Музыки», и лучшую, по сравнению с конкурентом, интеграцию со сторонним приложениями.

Так, например, приложение для распознавания музыки Shazam дает прямую ссылку в Google Play Музыка, где можно прослушать опознанную композицию целиком, загрузить ее в смартфон, а также познакомится с другими треками понравившегося музыканта.

Deezer Music

Deezer Music в App Store

Deezer Music в Google Play

Deezer — еще один официально работающий музыкальный сервис в России. По утверждению создателей сервиса, в их базе более 30 млн треков. Это самый большой музыкальный каталог среди рассматриваемых сервисов, но и с самой дорогой подпиской (199 руб.).

Deezer совместил в себе достоинства и недостатки «Яндекс.Музыки» и Google Play Музыка. С одной стороны — огромный музыкальный каталог мировой музыки и отлично работающая рекомендательная функция Flow. С другой — не самое удобное и понятное управление фонотекой, причем как в мобильном приложении, так и в веб-версии.

Все три рассмотренных сервиса имеют бесплатный 30-дневный период для ознакомления с опциями платной подписки. Помимо возможности загружать музыку на практически любые мобильные устройства, все приложения позволяют создавать разнообразные плей-листы, слушать музыкальные подборки-радиостанции по трекам, по альбомам и исполнителям. Разумеется, эта опция доступна и без подписки. Для офлайн-прослушивания на смартфоне или планшете музыка может сохраняться с битрейтом 320 Кбит/с, что более чем достаточно, если только вы не любитель «теплого лампового звука».

В заключение еще одна хорошая новость. Компании Apple надоело смотреть, как любители музыки мигрируют из магазина iTunes в сторону музыкальных онлайн-сервисов, и в скором времени мы уже увидим музыкальный сервис от Apple. Скорее всего, это будет перезапущенный Beats Music с интеграцией в iOS 9 и OS X 10.11. Как сообщают источники, сервис будет доступен в виде отдельного приложения и для пользователей устройств под управлением Android. О точной дате запуска сервиса пока не сообщается.