Создатель соцсети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров впервые за долгое время продемонстрировал готовность общаться с широкой публикой. «Русский Марк Цукерберг», в последнее время редко появляющийся на публике, выступил на международной конференции GMIC в Сан-Франциско. Кроме того, Дуров дал интервью The New York Times — первое после отъезда из России.
Выступление Дурова на GMIC было посвящено прежде всего его нынешнему проекту — мессенджеру Telegram.
По словам Дурова, на сегодняшний день Telegram смог привлечь 50 млн пользователей (напомним, что еще в марте этого года число пользователей мессенджера насчитывало 35 млн человек).
«Причина такого успеха заключается в том, что это тот продукт, которым люди хотят делиться со своими друзьями», — уверен предприниматель. Подавляющее большинство пользователей мессенджера, по утверждению Дурова, живут за пределами России.
У Telegram не будет внешних инвесторов, маркетинга и рекламы, подчеркнул Дуров на выступлении, однако в интервью The New York Times уточнил, что в мессенджере появятся функции, за которые будет взиматься плата. Когда появятся эти платные услуги и какими они будут, Дуров не рассказал.
Главная особенность Telegram — его защищенность: все сообщения, отправленные через приложения и недавно появившуюся веб-версию сервиса, зашифрованы. Говоря на эту тему, Дуров обратил внимание, что Telegram — это единственный мессенджер с открытым кодом, и компания готова заплатить $300 тыс. тому хакеру, который сможет его взломать.
GMIC — глобальная конференция мобильных разработчиков, которая регулярно проходит в Сан-Франциско, Токио, Пекине и Бангалоре.
Конференция задумана как место встречи руководителей, разработчиков и инвесторов, работающих в мобильной индустрии. GMIC была организована в 2009 году 50 энтузиастами в области мобильных технологий и постепенно превратилась в один из авторитетных мобильных форумов.
GMIC проводит две конференции в год, на которых лидеры отрасли и новые игроки рассказывают о своих решениях и о том, как они видят развитие мобильной индустрии.
Выступление на прошлогодней GMIC Silicon Valley стало первым выступлением Павла Дурова в Кремниевой долине. На нем Дуров заявил, что считает примером для подражания не Марка Цукерберга, а Эдварда Сноудена, который, по его словам, проявил смелость и пожертвовал свои положением для того, чтобы «люди узнали правду о том, что за ними шпионят». Также на этой конференции Дуров сообщил, что считает и себя одним из возможных объектов для слежки.
Помимо Павла Дурова на GMIC Silicon Valley 2014 выступили представители таких известных компаний, как EA, Zynga, Shazam, Y-Combinator, Google Venture, Cheetah Mobile.
Интервью New York Times — первое офлайн-интервью Дурова после того, как он покинул Россию этой весной.
Основатель «ВКонтакте» и раньше избегал общения с журналистами и громких выступлений, но за последние полгода его публичная активность сократилась еще больше.
Сейчас Дуров переезжает из одной страны в другую вместе с небольшой командой разработчиков Telegram каждые несколько недель, сегодня он в Париже, завтра — в Сингапуре. «Лично мне не слишком нравится идея разделения мира на страны», — рассказал он в интервью.
Положение интернет-компаний в России существенно изменилось с тех пор, как была запущена «ВКонтакте», отметил Дуров. В 2006 году, по его словам, он считал Россию либертарианской утопией без налогов для IT. «Лучшим в России в то время было то, что интернет-сфера никак не регулировалась, — рассказал он. — В некотором смысле она была более либеральной, чем США».
Сегодня же президент России Владимир Путин называет интернет «проектом ЦРУ», а рунет собираются оградить от остального мира, говорит Дуров. «Так как я, конечно, верю в свободный рынок, мне сложно понять то направление, в котором движется страна».
Идея о создании Telegram пришла к Дурову в декабре 2011 года, когда к дверям его петербургской квартиры пришли омоновцы, чтобы доставить его на допрос. Прокуратура требовала у Дурова объяснить, почему «ВКонтакте» не закрыла оппозиционные группы перед митингами. «У них было оружие, и они выглядели очень серьезными, — рассказал Дуров. — Похоже, они пытались выломать дверь».
После этого Павел позвонил своему брату Николаю, тогда занимавшему должность технического директора «ВКонтакте». Сейчас Николай возглавляет команду разработки Telegram.
«Я понял, что у меня нет способа безопасно связаться с ним, — пояснил Дуров. — Так и начался Telegram».
Эксперты по кибербезопасности признают, что Telegram — действительно надежный мессенджер. «Переписка пользователей защищена криптостойкими алгоритмами шифрования, а сама коммуникация осуществляется через оригинальный протокол связи MTProto. Тем самым осуществить перехват трафика в момент передачи практически невозможно, — рассказал «Газете.Ru» антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин. — Это не просто рекламный ход».
Несмотря на сравнительно невысокую популярность Telegram в России, в ряде российских компаний Telegram используют в качестве корпоративного сервиса для оперативного общения между руководством и сотрудниками, отмечает гендиректор компании «Дэшборд Системс» Владимир Бернштейн.
Telegram может всерьез конкурировать с другими мессенджерами за счет использования так называемого тяжелого шифрования, убежден Бернштейн. «Защита информации для большинства пользователей мессенджеров встает с каждым годом все острее, и поэтому именно высокую зашифрованность Telegram я бы отнес к основному достоинству и конкурентному преимуществу этого программного продукта», — говорит он.
Еще одним преимуществом Telegram Бернштейн называет отсутствие необходимости в использовании давно засоривших «оперативную память» пользователей логинов и паролей, поскольку Telegram имеет привязку исключительно к SIM-карте абонента.
«Для российских предпринимателей очень необычно добиваться успеха вне России», — поделился своими размышлениями экономист Сергей Гуриев, уехавший из России в прошлом году. «Во многих смыслах Дуров может быть необычным человеком, но он определенно очень талантливый предприниматель», — заключил он.