Если кризис, надо играть

Почему в России покупают дорогие персональные компьютеры

Дмитрий Бевза
Мировой рынок персональных компьютеров переживает сложный период, и российский его сегмент не исключение. На этом фоне удивительным кажется то, как хорошо продаются премиум- и Hi-End-компьютеры в России.

В целом мировой рынок персональных компьютеров перестал расти несколько лет назад, а в третьем квартале 2014 года, согласно данным IDC, глобальные поставки ПК снизились на 1,7%. Тем не менее аналитики расценили эти показатели как позитивный результат. Ранее эксперты прогнозировали падение рынка на 4,1%.

Подобная ситуация связана и с общей стагнацией мировой экономики, и с насыщением рынка, и с давлением, оказываемым на рынок ПК смартфонами и планшетами. Часть задач, для которых ранее использовались обычные компьютеры, пользователи стали выполнять на мобильных гаджетах.

Тем не менее ПК остается ключевым товаром на мировом рынке потребительской электроники.

Рынок персональных компьютеров имеет в целом общие тренды, но нельзя не отметить некоторые интересные национальные особенности. Так, в США в 2014 году отлично продавались хромбуки — ультрадешевые ноутбуки (около $200) на базе операционной системы Google Chrome OS. В первую очередь это произошло благодаря тому, что этой категорией заинтересовались бизнес и образовательные учреждения.

На этом фоне особенно интересно выглядит главный тренд российского компьютерного рынка: лучше всего в России идут продажи в премиум- и Hi-End-сегментах — ценовой диапазон от $1000 до $2000.

В целом итоги третьего квартала в России были достаточно пессимистичны. По данным IDC Quarterly PC Tracker, за этот период в Россию было поставлено около 2,29 млн настольных и портативных ПК. То есть рынок сократился на 15,6% в штучном выражении и на 29,3% в денежном в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Совсем иная ситуация в премиум-сегменте. Любопытно посмотреть на статистику российской торговой площадки Avito. Если в третьем квартале 2013 года на ней было продано 772 ПК в ценовом сегменте >40 тыс., то за аналогичный период 2014-го — уже 1234 устройства.

Сами вендоры тоже отметили повышение спроса на дорогие ПК. Денис Кутников, генеральный директор Acer в России, сообщил «Газете.Ru», что рост спроса на Hi-End-продукцию в ценовой категории от 35 тыс. руб. и выше заметен еще с начала 2014 года. «При этом, как это ни парадоксально, самую лучшую динамику показал давно уже похороненный многими аналитиками сегмент десктопов, классические ПК. Например, игровые ПК Predator G3-605 с розничной ценой от 45 тыс. и выше буквально «разлетелись» со складов дистрибьюторов. А на новые модели мощных и дорогих ноутбуков покупатели уже сейчас хотят оставить предзаказ, и причем наибольшим спросом пользуются самые дорогие варианты», — говорит Кутников.

Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell в России, на Украине и в СНГ, сообщил, что в Dell тоже наблюдают стабильный рост продаж по декстопам и ноутбукам Alienware (игровой бренд Dell), а также отметил возросший спрос в Hi-End-десктопах и других розничных линейках Dell.

Два главных производителя графических процессоров NVIDIA и AMD сообщили «Газете.Ru», что наблюдают рост спроса на свою продукцию, использующуюся при производстве производительных и дорогих компьютеров.

«Мы можем подтвердить, что в последних трех кварталах 2014 года видим ощутимый рост спроса на видеокарты ценой выше $200, которые используются в мощных игровых системах», — сообщил «Газете.Ru» Николай Радовский, менеджер по продажам AMD Russia & CIS.

По мнению специалистов, данный феномен российского рынка объясняется несколькими факторами.

Все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты единогласно заявили, что главный из них — это «взлет» игровой индустрии, которая вопреки всем кризисам бьет рекорд за рекордом по продажам и бюджетам новых игр.

«Hi-End-ПК в 99% случаев — это компьютер для игр. Во всем мире (и Россия не исключение) игровая индустрия растет значительными темпами и уже давно опережает другие отрасли индустрии развлечений. 330 млн людей во всем мире сегодня играют на ПК, что сопоставимо с размерами довольно большого государства.

По нашим данным, ПК продолжает оставаться в России главной популярной игровой платформой. Отдельно отмечу, что объемы продаж игровых ноутбуков выросли многократно. Во многом это стало возможным благодаря новым энергосберегающим технологиям, которые позволили мобильным платформам нового поколения вплотную приблизиться к уровню производительности настольных систем, не увеличивая, а иногда и сокращая энергопотребление», — говорит старший PR-менеджер NVIDIA Corporation Ирина Шеховцова.

«Ренессанс игровых компьютеров затронул не только ноутбуки, но и настольные компьютеры. До объявления о выпуске нового поколения мобильных графических карт разница в производительности мобильной и настольной графики оставалась очень большой, и это стимулирует покупку (или сборку) настольных ПК геймерами» , — добавил Андрей Серегин, старший консультант аналитической компании GfK.

Среди других факторов, которые благоприятно влияют на рыночный спрос в Hi-End-сегменте, эксперты отмечают то, что эти ПК в наименьшей степени подверглись атаке со стороны смартфонов и планшетов, а также более высокую лояльность покупателей по отношению к дорогим брендам.

По мнению аналитика IDC Натальи Виноградовой, существует устойчивый рынок сбыта производительных компьютеров — это пользователи, которые занимаются созданием контента, например дизайнеры и, конечно, геймеры. Данные группы пользователей нуждаются в высокой мощности процессора,видеокарты, профессиональном программном обеспечении. Это достаточно дорогие устройства и сегмент, который не подвержен каким-то резким колебаниям предпочтений и переходу на другие устройства (планшеты, ноутбуки-трансформеры и пр.).

«Есть и часть лояльных потребителей определенного бренда. Хороший пример — Apple. Устройства стоят достаточно дорого, но остаются популярными у пользователей в России», — говорит Виноградова.