Согласно исследованию, проведенному американским центром Pew Research Center, около 80% американцев считают, что людям стоит опасаться слежки за телефонными звонками и интернет-трафиком со стороны правительства. На данное время люди полностью потеряли контроль над тем, каким образом правительство и крупные корпорации собирают и используют личные данные, уверен 91% опрошенных.
В то же время 80% респондентов хотели бы знать, как компании используют собранные пользовательские данные в интернете в целом и в социальных сетях в частности. Число тех, у кого возник аналогичный вопрос к правительству, несколько меньше — 70%.
Как показал опрос, среди американцев есть и те, кто не боится всевидящего ока «большого брата», — 36% респондентов выразили удовлетворенность тем, что кто-то присматривает за людьми и тем самым обеспечивает безопасность. В свою очередь, 64% опрошенных заявили, что правительству следует «делать больше» для того, чтобы регулировать правила использования персональных данных компаниями и рекламодателями.
Что касается интернет-сервисов, то 55% опрошенных согласны сами делиться персональными данными, если они получат от этого какую-либо выгоду. В свою очередь, 61% людей не согласны с утверждением, что онлайн-сервисы становятся более эффективными и совершенствуются после того, как получают возможность работать с персональными данными.
Исследователи полагают, что уровень обеспокоенности американцев повысился после того, как опальный шпион Эдвард Сноуден опубликовал свои разоблачительные материалы о деятельности американского Агентства национальной безопасности.
Около 43% опрошенных сказали, что они «очень много» слышали о том, что правительство может следить за ними, и 44% слышали об этом «что-то», говорится в исследовании.
Самой безопасной с точки зрения приватности коммуникацией американцы считают обычную телефонную связь: ей доверяют 67% опрошенных. Мобильная связь на втором месте, с показателем в 51%. Еще хуже дела обстоят у электронной почты и SMS – 40 и 39% соответственно. Наименее надежным типом связи пользователи считают соцсети — им доверяют лишь 16% опрошенных. Почти вдвое больше американцев — 29% — в вопросах приватности полагаются на мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber и другим).
Для того чтобы защитить персональные данные в интернете, американцы готовы проявить и личную инициативу. 61% опрошенных признались, что хотели бы самостоятельно обезопасить себя от слежки из вне, а 37% заявили, что они и так делают достаточно для осуществления этой цели.
Любопытно, что лишь 24% пользователей считают, что могут оставаться в интернете анонимными.
Более образованные люди и пользователи с уровнем доходов выше среднего внимательнее следят за сохранностью своих данных в интернете, выяснили исследователи. И, несмотря на стереотипы о том, что молодежь не следит за тем, что делает онлайн, исследователи отмечают, что именно молодые пользователи сети относятся к своей личной информации осторожнее, чем представители старших поколений. Электронная почта — один из примеров. Содержание электронных писем считают конфиденциальной информацией 59% молодежи и только 42% пользователей более старшего возраста.
«Есть большое количество, гора подтверждений тому, что молодые пользователи не меньше, а возможно, что и больше других беспокоятся о слежке государства за пользователями интернета», — утверждает старший аналитик Pew Internet Project Мэри Мэдден.
В своем исследовании Pew Research Center также решил обратить внимание на любителей «поискать себя» в интернете. В Штатах свое имя хотя бы единожды «гуглили» 62% респондентов. Чуть меньше половины, 47%, уверены, что их коллеги по работе или друзья могут искать в интернете информацию о них. Те, кто уверен, что люди из их окружения не занимаются такой ерундой, составили ровно половину — 50% опрошенных.
Наконец, лишь 6% американцев настроили автоматические уведомления для случаев, когда их имя всплывает где-то в новостях, блогах и так далее.
Любопытно, что 11% респондентов признали, что их работа такова, что им самим приходится раскручивать себя в социальных медиа. Четверть опрошенных также посетовала на то, что по условиям трудового контракта они обязаны соблюдать правила поведения в социальных сетях, установленные внутри компании.
Подводя итоги своего исследования, эксперты пришли к мнению, что поведение американцев в сети диктуется их обреченностью — интернет-пользователи живут с ощущением того, что во всемирной паутине уже слишком поздно что-то менять.
«Причина в том, что у людей часто нет настоящего выбора, — считает исполнительный директор исследовательской организации Electronic Privacy Information Center Марк Ротенберг. — Это не тот случай, когда можно сразу что-то изменить, например, начать есть замороженный йогурт вместо мороженого».
После того как люди вложились в какой-либо сервис — если все их социальные контакты хранятся на Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), а скопившаяся за несколько лет почта на Gmail, — им сложно прекратить им пользоваться.
«Это современная экономика. Она основана не на цене, но на «липкости» и связях, — говорит Ротенберг. — Компании сделали все возможное, чтобы пользователи не могли от них уйти».
Страхи и поведение российских интернет-пользователей не сильно отличаются от американских.
Так, согласно опросу, проведенному компанией ESET, половина российских интернет-пользователей (49%) боятся, что их переписка окажется в открытом доступе. Это практически полностью совпадает с процентом американских пользователей, которых волнует этот вопрос.
Усилия властей по обеспечению их конфиденциальности также считает достаточными одинаковое количество пользователи в США и России — 36%. Данные недавнего исследования компании EMC — «Индекс конфиденциальности» полностью совпадают с данными опроса Pew Research Center.
Российские интернет-пользователи, несмотря на свои опасения, не менее активно, чем американцы, оставляют свои персональные и финансовые данные при регистрации в онлайн-сервисах и оплате в интернет-магазинах. Согласно данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), рост онлайн-ритейла в России в 2014 году составил около 30% по сравнению с прошлым годом.