На сегодняшний день примерно каждый пятый человек на земле — около 1,3 млрд людей — хотя бы раз в месяц заходит в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), и вполне закономерно, что огромная социальная сеть повлияла и на индустрию новостей. По данным аналитической компании SimpleReach, через социальную сеть на новостные сайты попадают около 20% их посетителей. Если говорить о трафике с мобильных устройств, эта доля еще выше, и она продолжает расти.
Facebook удалось изменить саму модель потребления информации — это касается и других сервисов, например Twitter или Google News, однако у истоков перемен стояло именно детище Марка Цукерберга. Около 30% взрослых американцев теперь узнают последние новости из социальной сети, подсчитали исследователи Pew Research Center. Все больше читателей попадают к новостям не через главную страницу сайта, а через рекомендации из социальных сервисов и поисковики.
Социальные сети настолько же сильно меняют новостные сайты, насколько интернет изменил музыкальную индустрию, говорит старший редактор сайта Washington Post Кори Хайк: новостные сайты теперь делают акцент на отдельных текстах, а не на целых выпусках газет и журналов, так же как и музыканты продают не целые альбомы, а отдельные треки. По прогнозам сооснователя исследовательской компании SimpleReach Эдварда Кима, скоро главные страницы интернет-изданий будут выполнять прежде всего рекламную и имиджевую функции: за новостями читатели будут идти в соцсети.
Впрочем, несмотря на то, что социальные медиа выбирают, на какие именно статьи обратить внимание читателей, инженер Google Грег Марра, возглавляющий команду разработчиков ленты новостей Facebook, подчеркивает, что они не могут заменить собой редакторов.
«Мы не хотим пытаться отредактировать, какой контент вы видите, — рассказал он New York Times. — Вы завели друзей, вы подписались на интересующие вас страницы, и что для вас важно — решать именно вам».
Facebook говорит пользователям: «Мы думаем, что изо всех вещей, с которыми вы связаны, эти окажутся самыми интересными для вас», поясняет Марра.
Команда Марры, насчитывающая 16 человек, еженедельно настраивает код, определяющий, что демонстрировать пользователю, который заходит в социальную сеть. Подробностей о том, как именно работает этот алгоритм, в Facebook не раскрывают, однако говорят, что он основан на «тысячах и тысячах» параметров, в том числе через какое устройство пользователь сидит в соцсети, сколько лайков и комментариев у записи и сколько времени пользователи проводят, читая статью.
Цель их работы — определить, что больше всего нравится пользователям, и в разных странах результаты отличаются. Индийским пользователям, например, больше всего интересны астрология, Болливуд, крикет и религия.
Примерно 10% современных пользователей социальных сетей вообще не посещают новостные СМИ иначе как через социальные сети, отмечает гендиректор и владелец компании Liveinternet Герман Клименко.
Помимо трафика безусловным плюсом от социальных сетей для СМИ является четкое указание на интересы посетителей, на то, что им действительно интересно и волнует, подчеркнул Клименко в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru»:
«В современном новостном потоке задача определения того, что нужно пользователю на самом деле, превращается в достаточно сложную и не всегда хорошо решаемую задачу. Социальные сети справляются с вычленением интересов пользователей достаточно просто, и те СМИ, которые анализируют трафик из социальных сетей внимательно, безусловно получают бонус при определении наиболее эффективной и привлекательной повестки дня для пользователей».
Влияние алгоритма Facebook на жизнь интернет-изданий огромно. Так, когда в феврале большим приоритетом стали пользоваться ссылки на более качественный контент, несколько «виральных» сайтов, например Upworthy и Elite Daily, получили резкое снижение числа посетителей. Рецепта же для резкого увеличения числа посетителей из соцсетей не существует.
«Ни на формате, ни на контенте переходы из соцсетей сказаться не могут. Потому что эти самые переходы с сайта Facebook на сайты СМИ — не из страниц изданий на Facebook, а из рекомендаций друзей. На эти рекомендации у СМИ есть единственный способ повлиять: публиковать то, что интересно читателю», — рассказал «Газете.Ru» медиааналитик Антон Носик.
Уже состоявшимся медиакомпаниям опасно гнаться за социальными сетями: пытаясь понравиться всем, они могут потерять то, что отличает их от остальных, отмечает Эдвард Ким из SimpleReach. Вместо этого им следует задуматься о том, каким образом читатели будут употреблять контент.
В Washington Post создана специальная команда, которая будет рекомендовать различные версии контента, создаваемые журналистами издания, разным людям, основываясь на информации о том, как они нашли статью, каким устройством они пользуются и даже, если это смартфон, как они его держат.
«Мы ищем другой способ рассказывать, а не просто идеальную форму презентации», — поясняет Хайк. Так, людям, которые читают газету со смартфона днем, нужен контент не в той форме, в какой людям, которые сидят дома со своим ноутбуком вечером.