К мысли о гигантских масштабах индустрии видеоигр люди понемногу привыкают. Уже невозможно отрицать их влияние, учитывая, что годовой доход индустрии видеоигр на $20 млрд больше, чем доход музыкальной индустрии и практически равен доходу кинобизнеса. Однако в последнее время внимание стала привлекать еще одна сторона видеоигр. Оказывается, огромное количество людей любят даже не играть в игры, а смотреть, как это делают другие.
Нагляднее всего распространенность этого хобби демонстрирует покупка корпорацией Amazon видеосервиса Twitch, который геймеры активно используют для трансляций игр. Amazon заплатила за Twitch $970 млн, а в мае, по слухам, примерно такую же сумму предлагала корпорация Google.
Такая сумма оказывается вполне логичной, если учесть, что число зрителей Twitch в пиковые моменты превышает среднюю аудиторию в прайм-тайм таких телеканалов, как CNN, MSNBC и даже MTV, как сообщает газета New York Times. В июле трансляции на Twitch одновременно смотрели в среднем 720 тыс. человек, а за весь месяц сайт посетили 55 млн пользователей.
«Трансляция и просмотр игр — мировой феномен, — заявил гендиректор Amazon Джефф Безос. — И Twitch построили платформу, объединяющую десятки миллионов людей, которые смотрят миллиарды минут игр каждый месяц».
Twitch запустился в июне 2012 года, и ему понадобилось совсем немного времени для того, чтобы стать самым популярным ресурсом для игровых трансляций в интернете. Популярность сервиса стремительно растет, как и популярность «игрового» видео, а вместе с ними и популярность киберспорта — профессиональной игры в компьютерные игры.
На Twitch транслируются живые турниры в популярные соревновательные игры, такие как League of Legends и Dota 2. Профессиональные геймеры также используют сервис для того, чтобы транслировать свои тренировки для всех желающих и отвечать на вопросы по технике игры.
«До Twitch компьютерные игры были чем-то, что вы делали у себя в подвале при свете монитора, — рассказал New York Times один из инвесторов Twitch, венчурный инвестор Bessemer Venture Partners Дэвид Коуан. — Теперь это то, что вы можете делать вместе с сотнями и тысячами людей».
Более 70 млн человек во всем мире смотрят киберспортивные соревнования по телевизору или в интернете, сообщается в исследовании компании SuperData Research. В Южной Корее даже есть отдельный телеканал, посвященный преимущественно электронному спорту.
Пиковая аудитория финала прошлогоднего чемпионата по игре в League of Legends составила около 8,5 млн зрителей — столько же человек одновременно смотрели решающую игру финала Кубка Стенли по хоккею. Ожидается, что чемпионат по League of Legends в этом году только «вживую» будут смотреть 40–50 тыс. человек. А само мероприятие будет проводиться на футбольном стадионе в Сеуле.
Посвященный играм контент распространен и на YouTube: так, например, Феликс Чельберг, более известный как PewDiePie, владелец самого популярного аккаунта на самом популярном видеопортале мира, смог заполучить более 30 млн подписчиков именно благодаря шутливым роликам про компьютерные игры.
Почему же подобный контент настолько популярен? Причин может быть несколько. Соревновательные игры, вроде уже упоминавшихся выше Dota 2 и League of Legends, менее опытные игроки смотрят для того, чтобы учиться, а казуальные игры вроде Sims или игры с «открытым миром» — для развлечения. Безусловно, здесь большую роль играет харизма автора трансляции.
Еще одна причина смотреть видеоигры — желание стать ближе к своим кумирам, отмечает PR-менеджер игровой компании «Бука» Юрий Никольский. «Люди помоложе — не хочу говорить слово «школьники», но мне, видимо, придется его сказать — всегда тянутся к какой-то медийной персоне, к тому, кто популярнее, кто больше знает. А учитывая, что у нынешних киберспортсменов по 700 тысяч подписчиков, они гораздо более популярны в кругах играющих людей, чем, например, звезды эстрады», — рассказал он «Газете.Ru».
Кроме того, часто бывает так, что человек не может играть сам — возможно, у него нет достаточно мощного компьютера или нужной игровой приставки, но на видеосервисах он может смотреть на игры, еще и с комментариями. «Люди же смотрят футбол, даже не играя в него, — то же самое с мультиплеером каких-то игр, — говорит Никольский. — Человек может понимать, что это за игра, но ему самому играть не хочется, ему хочется болеть за любимую команду или за любимого игрока».