Корпоративные программы для обучения сотрудников — тренд, захватывающий большинство крупных IT-компаний. Версия Apple оказалась одной из самых загадочных и при этом знаменитых. Университет Apple – очень скрытное учреждение, о котором редко пишут. О нем кратко упоминалось в биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном. Сотрудникам Apple не рекомендуют распространяться о компании, и занятия в университете – не исключение. Нет даже ни одной фотографии с занятий. Сотрудники Apple отказываются от официальных комментариев на эту тему.
Джобс основал Университет Apple для того, чтобы привить сотрудникам бизнес-культуру Apple и рассказать им об истории компании, в частности, о том, как компания росла и менялся технологический бизнес.
Курсы не являются обязательными, а их посещение носит рекомендательный характер. Тем не менее отбоя от желающих их посетить нет. Программа занятий ярко отражает имидж, создаваемый Apple: как и продукты компании, университет продуман до мелочей, рассказали The New York Times трое сотрудников Apple, обучавшихся в университете.
«Даже туалетная бумага в ванных очень хороша», — утверждает один из них.
В отличие от внутренних образовательных учреждений многих других компаний, обучение в университете Apple проходит круглый год. Некоторые преподаватели переходят туда из таких престижных учебных заведений, как Йель, Гарвард, Калифорнийский университет, Беркли, Стэнфорд и Массачусетский технологический университет. Университет с 2008 года возглавляет Джоэл Подольни, пришедший в Apple с поста декана Йельской школы менеджмента.
Сотрудники Apple могут записаться на подходящие им курсы на внутреннем сайте Apple.
На некоторых из предметов сотрудникам компании рассказывают о важных бизнес-кейсах Apple, например, о решении компании сделать iPod и программу iTunes совместимой с Windows.
Изначально Стив Джобс был не в восторге от идеи, однако впоследствии согласился на это. В результате совместимость iPod с самой популярной в мире операционной системой привела к значительному росту популярности плеера.
На курсе «Коммуникации в Apple» рассказывают как о маркетинге, так и о том, как делиться своими идеями с другими сотрудниками Apple. Преподаватель Рэнди Нельсон, до Apple работавший в студии Pixar, на одном из занятий сравнил компанию с Пабло Пикассо.
«Как серия литографий «Бык» демонстрирует постепенное упрощение изображения, избавление его от лишних деталей, оставляя очевидной суть, так и Apple максимально упрощает свои устройства», — рассказывал он.
«Вы проходите через несколько итераций до тех пор, пока не сможете донести свое сообщение в самой лаконичной форме. Это верно для бренда Apple и для всего, что мы делаем», — рассказал один из сотрудников компании, посещавший этот курс.
На курсе «Что делает Apple Apple», который также преподает Нельсон, демонстрировался другой пример, также иллюстрировавший эту концепцию, – телевизионные пульты Apple TV и Google TV. Первый представлял собой тонкую металлическую полоску с тремя кнопками, на втором кнопок было 78.
Занятия подбираются специально под нужды работников корпорации: например, один предмет посвящен обучению основателей недавно приобретенных Apple компаний использованию ресурсов и опыта Apple. Также в университете вскоре может появиться класс специально для сотрудников компании Beats, которую Apple приобрела этой весной.
Корпоративные университеты в том или ином виде есть почти во всех крупных компаниях, рассказал «Газете.Ru» гендиректор IT-компании Redmadrobot Алексей Макин. «Корпоративный университет — это часть развития корпоративной культуры, и без этого сейчас никуда. Сотрудники крупных компаний значительную часть своего времени проводят на работе», — рассуждает он. Внутри компании нужно создать свой мир, свою атмосферу, взрастить экосистему — не только рабочую, но и человеческую.
«Apple своим корпоративным университетом развивает корпоративную культуру — пропитывает своих людей правильным пониманием мира, учит вкусу. Конечно, играет своей секретностью на имидж. Но и получает интересный результат — все, кто работает с корпорацией (в данном случае преподаватели), очень серьезно относятся к проекту, с придыханием», — говорит Алексей Макин.
У компании «Яндекс» есть около десяти собственных образовательных проектов, в которых участвовало в общей сложности более 3 тыс. человек, однако образовательные программы «Яндекса» направлены не столько на обучение сотрудников, сколько на развитие российской науки и IT-рынка.
«Наша отрасль очень быстро развивается, и классическое образование не поспевает за ней, поэтому образовательные программы, инициированные самими компаниями или использующие их опыт, очень важны для индустрии», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании.