Движение в сторону деанонимизации пользователей интернета продолжается: правительство обязало операторов проводить идентификацию пользователей до оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Соответствующее постановление кабинета министров подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность», — говорится в постановлении. Сведения о пользователях, а также времени и объеме оказанных им услуг оператору предлагается хранить в течение шести месяцев. Постановление вступает в силу с 13 августа.
Первоначально документ был воспринят как обязующий давать пользователям доступ к интернету в общественных местах только по паспорту.
«Если бы постановление было принято в таком виде, оно существенно ограничило или даже уничтожило бы возможность пользования сетями Wi-Fi в общественных местах в России из-за невозможности обеспечения требуемой документом идентификации пользователей», — говорит эксперт MForum Analytics Алексей Бойко.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян сообщил «Газете.Ru», что таких ограничений на публичный доступ в интернет нет ни в одной стране мира, даже в Китае.
В пятницу днем ситуацию попытались прояснить представители власти. Руководитель департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев уточнил в разговоре с «Интерфаксом», что пользователи Wi-Fi в общественных местах Москвы не должны будут предъявлять паспорт после вступления постановления в силу. «К пунктам Wi-Fi в парках, метро, вузах, школах, больницах в городе Москве это относиться не будет. Пользуйтесь Wi-Fi и наслаждайтесь интернетом», — заявил он.
«Никто не собирается ограничивать Wi-Fi в местах общего пользования. Это относится только к пунктам коллективного доступа, которые фактически финансируются в рамках универсальной услуги связи», — добавил Ермолаев.
Однако по версии заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина пользователем публичного WiFi все же придется себя идентифицировать. «Для того чтобы подключиться к открытой точке доступа Wi-Fi, нужно будет отправить СМС, в ответ в СМС придет пароль, по которому можно будет войти в интернет. Этот же пароль можно будет использовать и для подключения к интернету, например, через компьютер, в котором нет телефонной сим-карты», — заявил Леонид Левин РИА «Новости».
Постановление о предоставлении публичного доступа в интернет входит в пакет постановлений, принятых правительством 31 июля. Кроме него в этот пакет входят еще три документа, уточняющие вступивший в силу с 1 августа закон о регистрации блогеров в реестре Роскомнадзора.
Постановление правительства №743 посвящено взаимодействию спецслужб и «организаторов распространения информации» — форумов, социальных сетей и других сайтов для общения. Согласно этому постановлению, сайты обязаны установить оборудование и ПО, с помощью которого ФСБ сможет в автоматическом режиме получать информацию о действиях пользователей этих сайтов. По такой схеме работает СОРМ — система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, оборудование для которой установлено у всех российских операторов связи.
В постановлении №746 устанавливаются правила уведомления организаторами распространения информации Роскомнадзора, а также ведения реестра организаторов.
Постановление №747 уточняет, каким именно сайтам и форумам не придется регистрироваться в качестве организаторов распространения информации.
В их число входят сайты, посвященные образованию, науке, творческой деятельности (в том числе и программированию), приобретению товаров и поиску работников, ведению домашнего хозяйства, информации о товарах и качестве услуг, а также организации досуга и воспитанию детей.
Однако организаторам таких ресурсов все же придется исполнять эти обязанности в случае, если число пользователей сайта превышает 10 тыс., он сопряжен с обеспечением деятельности юрлица, а также предоставляет неопределенному кругу пользователей возможность приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений или же сопряжен с осуществлением общественной или общественно-политической деятельности либо распространением материалов общественно-политического характера.
В пакете постановлений, касающихся «закона о блогерах», в частности в постановлении №743, по мнению Карена Казаряна из РАЭК, наблюдается сильный перекос сторону избыточного контроля интернет-площадок.
«Размещение аппаратуры, аналогичной СОРМ, и хранение таких больших объемов данных для небольших интернет-площадок может оказаться непосильным финансовым обременением», — считает эксперт. В постановлении указывается, что «для внедрения новых технологических решений, вывода из эксплуатации либо модернизации технических средств и программного обеспечения органом федеральной службы безопасности совместно с организатором распространения информации разрабатывается новый план мероприятий».
По словам Казаряна, ФСБ будет подходить индивидуально к различным интернет-ресурсам, а сложные и дорогие системы будут размещаться только на крупных площадках.
Суть всех проводимых в последнее время законотворческих инициатив, связанных интернетом, можно коротко описать как стремление сделать так, чтобы онлайн жил по законам офлайна, говорят эксперты.
«В целом можно сказать, что законодательная деятельность не успевает за современными технологиями, причем не только в России. Попытки регулировать интернет офлайновыми методами могут быть эффективными только в краткосрочной перспективе, — уверен Карен Казарян. — В будущем для регулирования интернета придется разрабатывать специальные законы, учитывающие особенности новых информационных технологий».
Он отметил, что, если провести исторические аналогии, можно вспомнить и законы, запрещающие автомобилям двигаться со скоростью, превышающей скорость конной повозки.
В Китае есть «большой китайский файервол» и еще множество ограничений прав и свобод граждан, но интернетом все же продолжают пользоваться, а развитых странах западного блока таких ограничений и требований нет, однако связанного с этим роста опасений западного общества относительно террористических угроз или революций не наблюдается, рассуждает Алексей Бойко.
«Можно предположить, что попытки загонять такое явление, как информационные технологии, в рамки офлайновых правил с присущими им ограничениями — это непонимание сути технологий. Возможно, это задержит движение мира в сторону технологической сингулярности, но, скорее, лишь затормозит научно-техническое развитие России и снизит комфортность жизни в нашей стране на фоне тех стран, где нет такого упорного желания аутентифицировать каждый чих каждого человека», — заявил он.