Новый сервис известного производителя игрушек Hasbro, созданный совместно с компанией Shapeways, позволяет зарегистрироваться на сайте Superfanart, загрузить базовые модели популярных героев-пони из сериала «My Little Pony» и с помощью инструментов для работы с трехмерными объектами добавлять к ним разные детали: шляпки, бородки и так далее. После этого получившуюся модель можно загрузить обратно на сервис, где можно заказать ее печать на мощностях Shapeways — компании, которая занимается 3D-печатью готовых объектов на заказ.
Но это не полностью открытая платформа: каждый такой 3D-художник будет модерироваться и получать разрешение на деятельность в рамках этой платформы. И просто так скачать каждую фигурку невозможно будет, каждая пони стоит денег.
Не случаен выбор времени начала работы сервиса — через неделю начинается конференция любителей комиксов ComicCon, аудитория которой включает в себя большое количество гиков и представителей мира IT. Как ни парадоксально, сериал для маленьких девочек получил большую популярность именно среди этих «компьютерных» людей, которые называют себя «брони» (от слов «бро» и «пони»). Так что и выбор фигурок тоже нельзя назвать случайным.
Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин считает, что качество печати потребительских (непрофессиональных) 3D-принтеров пока недостаточно высоко для изготовления товаров потребительского спроса без дополнительной обработки.
«Скорее всего, нынешняя акция Hasbro выглядит как маркетинговый прием. Впрочем, в ближайшие три-пять лет дальнейшее совершенствование технологии вполне позволит продавать доступные частным лицам гаджеты с точностью печати, достаточной для изготовления игрушек, моделей и пр.», — говорит он.
Один из крупнейших в мире производитель игрушек пробует свои силы на рынке 3D-печати, поскольку за этой технологией, и это не громкие слова, будущее.
Так, понимая направление развития рынка, Microsoft уже встроила поддержку 3D-печати в Windows 8.1. Отправить печататься объект можно такими же системными средствами, что и отправить печататься документ.
Принцип работы таких 3D-принтеров очень прост. Принтеры представляют собой устройство, печатающая головка которого перемещается в трех измерениях, по осям X, Y и Z. В нее подается не краска, как в обычном принтере, а нить специального ABS-пластика. Головка этот пластик расплавляет и выдавливает его так, как это необходимо. Все объекты печатаются принтером послойно, для чего виртуальная модель в «мозгах» устройства делится на эти слои.
Однако, несмотря на простоту технологии, стоимость вхождения в мир 3D-печати все еще остается относительно высокой. Например, на Aliexpress.com (китайский интернет-магазин) найти 3D-принтер дешевле 18 тыс. руб. (с доставкой) пока нельзя.
Причем это будет конструкция, по своему внешнему виду и простоте больше похожая на печатный станок Гутенберга, нежели на устройство XXI века.
Что-то более аккуратное и имеющее более понятное происхождение можно купить в российских интернет-магазинах начиная от 40 тыс. руб. (речь о ценах в Москве).
Расходные материалы для 3D-принтеров также дороже, чем для обычных. Килограммовая катушка специального пластика (которым и печатаются объекты) в тех же китайских интернет-магазинах обойдется в 700–800 руб. с доставкой. Если же покупать их здесь, то стоимость будет достигать 1,5 тыс. руб.
Есть и более доступная людям вещь для создания 3D-объектов — 3D-ручка, которой можно буквально в воздухе рисовать объемные предметы. Они предназначены как для использования в качестве отдельного инструмента, так и для ручной доработки напечатанных в принтере изделий. В российских интернет-магазинах такая ручка стоит 3,5 тыс. руб., покупка из Китая позволит уложиться в 3 тыс. Для ее работы требуется все тот же ABS-пластик.
Именно из-за дороговизны технологии и существуют специальные мастерские, которые сами напечатают вам ваши 3D-объекты и пришлют их вам на дом (как Shapeways, с которой сотрудничает Hasbro).
Эти же мастерские в случае необходимости помогут и с моделированием объектов.
Эксперты и аналитики оценивают рынок 3D-печати как молодой и быстрорастущий.
Так, руководитель департамента корпоративных финансов и международных связей J'son & Partners Consulting Владимир Байдин рассказал «Газете.Ru», что сегмент потребительской 3D-печати только формируется, но его потенциал очень значителен. Так, за прошлый год, по имеющимся оценкам, оборот сервисов 3D-печати в России превысил $20 млн, из которых от 20 до 30% уже пришлось на массовый сегмент.
Вместе с тем он отметил, что основной спрос формируется в среде фрилансеров-архитекторов, дизайнеров, а также моделистов.
«В дальнейшем мы ожидаем расширения спроса за счет вовлечения более широкой аудитории, чему будут способствовать действия крупного бизнеса наподобие инициативы Hasbro», — отметил эксперт.
Еще более категоричны аналитики из компании IDC: согласно их исследованию, международный рынок 3D-печати растет необычайно быстро, ежегодно в количественном выражении на 29%, в денежном — на 59%, а к 2017 году рынок 3D-принтеров увеличится в десять раз.