Ты — мне, я — тебе

Эксперты отмечают бурный рост бизнеса по схеме P2P

Эрик Хачатрян, Дмитрий Бевза
P2P — известная аббревиатура для опытных интернет-пользователей. Расшифровывается она как peer-to-peer, что в приблизительном переводе обозначает «от пользователя к пользователю».

Именно по принципу peer-to-peer организованы столь нелюбимые правообладателями торренты. Информация через специальный софт передается напрямую от пользователей к пользователям. Торрент-трекеры не хранят в себе контент, они лишь помогают пользователям координироваться друг с другом для его передачи.

В контексте интернет-бизнеса P2P — это интернет-сайт, который позволяет найти людей, заинтересованных в услугах друг друга. Если говорить совсем упрощенно, это тематические доски объявлений.

В последнее время эксперты отмечают рост интернет-проектов, чья бизнес-схема основана на технологии P2P, и очень высоко оценивают перспективы подобных бизнес-проектов. Так, управляющий партнер Russian Ventures Евгений Гордеев считает, что до недавнего времени у людей просто не было удобных механизмов для оказания услуг друг другу, но на примере eBay можно увидеть, как на p2p -модели может вырасти огромный бизнес. «Это касается и кредитования, и аренды недвижимости, и других областей деятельности, где один человек может что-то продать другому, будь то товар или услуга».

Популярный английский сервис Zopa (не надо смеяться!) позволяет брать деньги в долг у «случайных» людей. Или же давать в долг, в зависимости от того, с какой стороны финансовых баррикад вы находитесь. Конечно же, не просто так, а с процентами.

Столь простая идея и ее качественная реализация позволила Zopa.сom заработать в прошлом году $8,4 млн, а в 2014-м англичане рассчитывают заработать вдвое больше — $17 млн! Всего же с помощью Zopa.com на сегодняшний день было проведено транзакций на сумму $403 млн. Причем компания вовсе даже не монополист, а входит в ассоциацию P2PFA, собравшую в себе восемь аналогичных британских сайтов.

Партнер венчурного фонда Runa Capital Андрей Близнюк сообщил «Газете.Ru», что, по его мнению, P2P кредитование – это вообще один из самых интересных бизнес-сегментов на сегодняшний день.

«Именно этим и была обусловлена прошлогодняя инвестиция Runa Capital в Zopa. Сейчас компания является лидером европейского рынка и демонстрирует очень высокие темпы роста. При этом сам рынок p2p находится в начальной стадии своего развития даже в таких странах, как США и Великобритания, и рост будет продолжаться еще в течение долгого времени. Мы также верим, что данная модель применима ко многим странам, включая Россию», — добавил он.

Однако Zopa далеко не самый денежный p2p-проект: созданная в 2008 году Airbnb стоила в 2013 году баснословные $2,5 млрд. А поскольку ее дела идут хорошо, можно предположить, что сейчас цифра еще больше. Эта компания из Сан-Франциско занимается еще более очевидным, чем Zopa, делом: она позволяет найти ночлег у частных лиц — снять квартиру на пару суток или даже кровать на одну ночь. Или найти квартиранта.

Компания Airbnb привлекла в 2013 году $206 млн инвестиций, а в этом году — $450 млн. Неплохо для доски объявлений, которая актуальна для 192 стран (на данный момент в ООН состоит 193 государства, например). База Airbnb включает в себя более 300 тыс. объявлений.

Еще один успешный P2P-cервис HappyDesk отчасти схож с Airbnb. Он позволяет найти или сдать рабочее место, причем им может быть что угодно: как полностью оборудованный кабинет, так и диван в чьей-нибудь гостиной. Сервис был запущен в 2013 году и показывает неплохие темпы роста.

«Электронные доски объявлений типа eBay или Avito — это гигантские ярмарки с миллиардами мелких транзакций или лотов. Одни зарабатывают на процентах с продаж, другие — на продвижении объявлений и рекламе. Конечно, они стремятся подмять под себя все мелкие «толкучки» — аренду недвижимости, клубы нумизматов, реализацию б/у запчастей. Но есть специфические запросы, которые гиганты не могут удовлетворить в силу своих универсальных систем, где нет автоматизации узких процессов — базы штрих-кодов или электронного календаря для выбора сроков аренды», — считает генеральный директор компании Redmadrobot Алексей Макин.

По его мнению, ключевые моменты в успешных узкоспециализированных P2P-проектах — это правильная ниша и хороший UX (user experience): «Где начнется транзакция (на что меняются деньги) и насколько легко проходит процесс размещения и покупки. Идея подобного проекта обязательно должна содержать в себе денежную мотивацию: кому-то должно быть выгодно пользоваться сервисом».

Евгений Гордеев, говоря о критериях успеха подобного бизнеса, также отметил важность понятной модели участия для обеих сторон — продавца и покупателя. Сама же P2P-модель бизнеса, по его мнению, вполне интернациональна и способна успешно развиваться в России.