Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) и Google стремятся стать тем инструментом, через который пользователи подключаются к сайтам и мобильным приложениям. Однако как пользователи, так и разработчики понемногу теряют интерес к сервисам с социальным логином, говорят аналитики.
Пользователи не только боятся трансляции всех своих действий в социальные сети (часто социальные логины используются в самых неожиданных местах, даже на порносайтах), но и, после недавней истории с Эдвардом Сноуденом, не хотят сообщать о своих привычках корпорациям. Разработчики же разрываются между желанием облегчить жизнь пользователям и необходимостью позволять Facebook и Google видеть полученные данные.
«Несколько лет назад это было безумно популярно, но интерес достиг своего пика, — говорит Сухарита Мулпуру-Кодали, аналитик международной компании Forrester Research, исследующая социальные логины. – Появился страх: «О господи, я собираюсь кликнуть на что-то, и кто знает, что будет опубликовано на моей стене в Facebook!».
По данным исследовательской компании JanRain, в первом квартале 2014 года 42% заходов на сайты и в приложения с использованием социальных логинов совершалось через Facebook, 38% — через Google+, 15% — через Yahoo!, при этом доля Facebook уменьшилась на 3% по сравнению с последним кварталом 2013 года. Доля Google+ выросла на 2,5%, однако это произошло за счет усилий Google по объединению всех своих сервисов (Gmail, Google+, YouTube, Android и т.д.), подчеркивают в JanRain.
Бум социальных логинов начался в 2008 году, когда Facebook запустила сервис Facebook Connect (позже название было изменено на Facebook Login). Создатели приложений обнаружили, что он популярен у многих пользователей, которым часто лень регистрироваться на сервисах. Facebook, в свою очередь, это дало возможность узнавать, что пользователи делают на других веб-сайтах. Google запустила собственный аналог Facebook Login под названием Google+ Sign-In в 2013 году.
Однако, согласно исследованию Forrester, при составлению которого было опрошено 66 крупных и средних по величине компаний, обнаружилось, что только 17% из них используют кнопки социального логина, а более половины не планируют когда-либо их использовать. Ранее в Forrester не проводили аналогичных исследований, однако, по мнению Мулпуру-Кодали, предложения социального логина теряют популярность.
И Facebook, и Google внимательно следят за трендами и намерены изменить свои стратегии в отношении социальных логинов. В Facebook, в частности, недавно заявили, что начнут предлагать анонимные логины, а также позволять пользователям выбирать, какими данными делиться.
Сейчас, когда пользователи впервые подключаются к приложению или сайту, используя Facebook Login или Google+, они должны ответить, какими именно данными они готовы делиться, в том числе профили, списки контактов и лайки. Пользователи Google+ также могут добавить к этому списку свои действия на Google Wallet и YouTube.
В России самым популярным сервисом для социального логина является «ВКонтакте», отмечается в исследовании JanRain. Комментариев от представителей этой социальной сети «Газете.Ru» получить не удалось, однако, по словам представителей других сервисов, в России социальные логины не теряют популярности.
«По нашим данным, количество пользователей, авторизующихся через социальные сети на сервисах «Яндекса», не снижается», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании «Яндекс». При этом социальная сеть не получает никаких данных о пользователе, кроме получения информации о самом факте авторизации на конкретном сайте, уточняют представители компании.
Количество социальных логинов в социальной сети «Мой мир» не падает и даже немного растет, сказали в пресс-службе соцсети.
«Раньше разработчики злоупотребляли так называемой виральностью, когда приложение может от имени пользователя опубликовать что-то на его стене, чтобы сообщение увидели друзья, но сейчас такие приложения практически во всех сетях достаточно быстро блокируются. Поэтому на данный момент никакой опасности для пользователя нет, хотя, безусловно, разработчики сервисов потеряли некоторую долю трафика», — рассказал руководитель «Моего мира» Денис Алаев «Газете.Ru».
Социальные кнопки для авторизации на сайтах используются очень активно, так как сегодня почти у каждого есть профиль в той или иной социальной сети или даже несколько, говорит пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» Илья Грабовский. «Нажать одну кнопку куда проще, чем заполнять даже самую маленькую форму для регистрации, тем более что регистрироваться пришлось бы на каждом сайте в отдельности. Слишком сложно и неудобно», — добавил Грабовский.