Google будет строить человекоподобных роботов на свои деньги

Google отказывается от государственного финансирования человекоподобных роботов

Эрик Хачатрян
Долгое время на американском рынке проектирования дорогостоящих роботов была своеобразная государственная монополия, сложившаяся из-за, собственно, дороговизны разработки. До недавнего времени крупные компании не были сильно заинтересованы в данной сфере, но все изменила Google, начавшая в прошлом году выкупать стартапы, занимающиеся робототехникой.

Поглощенные компании вошли в перспективное подразделение Google X — своего рода частный конкурент государственной организации DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency; Агентство передовых оборонных исследовательских проектов). Но при этом некоторые из этих стартапов были, собственно, партнерами DARPA в различных исследованиях. И в прошлую пятницу DARPA выпустила заявление, в котором говорится, что одна из этих компаний, японская Team Schaft, приняла решение отказаться от государственного финансирования программы DRC (DARPA Robotics Challenge) и перейти на самообеспечение.

Эта программа — своего рода конкурс среди компаний, которые представляют свои наработки в сфере робототехники. Эти роботы должны выполнять какие-то простые для человека, но сложные с механической точки зрения задания, например подниматься по лестнице или расчищать заросли. Финансирование для проектирования было солидным: так, портал The Verge сообщает, что Schaft получала $2,6 млн в качестве гранта на исследования. Другая поглощенная компания, Boston Dynamics, получала $10,8 млн и также будет финансироваться самой Google. Результатом исследований этой компании стал робот ATLAS.

Любопытно, что компании, хотя и отказываются от госфинансирования, продолжат участвовать в конкурсе. Таким образом получается, что Google X и DARPA, чуть ли не единственные конкуренты на этом рынке, вынуждены работать совместно. Как минимум до конца 2014 — середины 2015 года. The Verge шуточно называет эту ситуацию Shotgun Marriage («Брак под дулом ружья») — так в США неофициально называются браки по принуждению.

Примечательно, что это будет не первое сотрудничество Google и DARPA: автоматическая система управления автомобилем Google также была разработана совместно с американским военным ведомством. Система, установленная на автомобили Toyota Prius, успешно прошла испытания на дорогах Калифорнии, и власти штата даже решили узаконить такой метод управления автомобилями, и автомобили-роботы теперь могут легально передвигаться по дорогам. Хотя человек все равно должен еще находиться за рулем, для того чтобы при сбое системы взять управление в свои руки.

Но несмотря на то, что эта система была создана в сотрудничестве с DARPA, она все равно остается коммерческим продуктом Google. И все проекты по робототехнике, которые создадутся в рамках DRC, тоже. Это основная причина, по которой Google будет платить за участие в конкурсе самостоятельно, ведь в таком случае компания сможет сохранить права на все разработки и в дальнейшем использовать их в своих коммерческих продуктах, что в перспективе принесет гораздо больший доход.

Однако такие большие возможности Google иногда пугают. Так, статья о покупке компанией стартапа Boston Dynamics в американском Forbes была озаглавлена следующим образом: «Какого черта Google собирается делать с этими жуткими военными роботами?» («What The Heck Will Google Do With These Scary Military Robots?») — и этот вопрос действительно заставляет задуматься, ведь Google знает всё о нас, имеет самую крупную информационную сеть в мире и обладает доступом практически ко всем аспектам нашей жизни. Конечно, это вложение в перспективное направление бизнеса. The Times сообщает, что компания заинтересована в налаживании полного цикла производства и доставки товаров. Конечно, в отдаленном (или не очень) будущем все это будет осуществляться исключительно роботами.

Вполне возможно, что Google уже сейчас готовит фундамент для этого, тем более что конкуренты тоже не дремлют. Так, Amazon в качестве эксперимента начала осуществлять доставку товаров на небольшие расстояния с помощью летающих дронов — роботов с видеокамерами, которые привозят посылку прямо к двери заказчика. Курьеры в этом случае исключаются из процесса доставки, и это может совершить революцию в системе онлайн-покупок. Автомобили с искусственным интеллектом, человекоподобные роботы — все это может быть использовано в цикле производства и продажи товаров. И в таком случае все становится логично.

Но пока все это развивается в рамках сотрудничества с военным ведомством США, с DARPA. И если США теоретически может готовить боевых человекоподобных роботов (звучит как анонс к голливудскому боевику), то и другие страны должны быть во всеоружии. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин в этом плане успокоил россиян. В своей статье от 21 марта, опубликованной в «Российской газете», политик указал, что это направление у нас активно развивается и что первые испытания российского боевого робота, способного стрелять из автомата и управлять автомобилем, начнутся в 2015 году.

Ранее Рогозин заявлял, что лаборатория, которая будет заниматься разработкой робототехники, будет основываться в Коврове (Владимирская область) на базе завода имени Дегтярева. На это направление выделяется более 3 млрд руб., и, как указал вице-премьер, это будет робот, действующий по принципу аватара (или суррогата, если проводить аналогию с другим голливудским фильмом).

Конечно, боевой робот — это не единственное направление развития робототехники в нашей стране (как и за рубежом). Но военные ведомства, пожалуй, более всего заинтересованы в разработке таких продуктов, и не стоит удивляться, что именно министерства обороны выделяют на роботов большие бюджеты. Как у нас, так и в США.