Россияне полюбили цифровой контент

Рынок цифровых товаров в России составил 41,9 млрд рублей

Юнна Коцар
Объем российского рынка цифровых товаров – фильмов, книг, игр, музыки — составил в 2013 г. 41,9 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее. Этот рынок перспективен, но его развитию мешает чрезмерно сильное давление со стороны государства и правообладателей, а также любовь российских интернет-пользователей к бесплатному контенту, отмечают эксперты.

Объем российского рынка цифровых товаров – такого контента, как электронные книги, фильмы и игры, — составил в 2013 г. 41,9 млрд руб., сообщил глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко на коференции Digital Retail 4 марта. За последний год этот рынок вырос на 30%.

Основная доля российского рынка цифровых товаров пришлась на игры — выручка этого сегмента в прошлом году составила 35,4 млрд руб., на музыку, видео и книги пришлось в общей сложности 6,5 млрд руб. Продажи музыки составили около 2 млрд руб., книг — 1,1 млрд руб., еще 3,4 млрд руб. — рынок видео. Объем рынка видеорекламы в 2013 году составил 2,9 млрд руб.

Как показывает исследование РАЭК, российский рынок игр уже достиг зрелости, рынок электронных книг за 2013 год вырос вдвое. Продажи музыки в интернете также демонстрируют быстрый рост за счет иностранных игроков, например магазина приложений iTunes от Apple, отмечают аналитики.

По данным РАЭК, полученным с помощью ФОМ, 68% месячной аудитории рунета за месяц скачивали или просматривали какой-либо контент в интернете. При этом 62% российских интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального, а 40% не готовы платить за доступ к легальному контенту в сети.

Только четверть российских пользователей интернета готовы платить за контент, 13% уже платили за просмотр фильмов, 5% — за музыку, а 6% покупали электронные книги.

35% пользователей считают, что самый эффективный способ борьбы с пиратством – увеличение количества интернет-ресурсов, где можно бесплатно получить легальный контент, и с этой точкой зрения соглашается большинство экспертов.

Рекламная модель монетизации контента становится все популярнее.

Среди технологических трендов рынка цифровых товаров Сергей Плуготаренко назвал рост использования мультимедийных возможностей мобильных устройств, рост проникновения социальных медиа и увеличение скорости интернета. Каждый из этих факторов делает цифровой контент доступнее и привлекательнее для пользователей.

Вице-президент PayPal в Европе Лоран Ле Моаль выделяет еще три тренда на рынке цифровых товаров. «Во-первых, электронная коммерция достаточно традиционна: ей приходится считаться с государственными границами, но цифровые товары — действительно глобальная отрасль. Такие компании, как финская Rovio, российская Zeptolab, белорусская Wargaming.net, — яркие тому примеры. Это небольшие компании, создавшие игры, в которые играют во всем мире», — рассказал он.

Второй яркий тренд — это молодой возраст потребителей игр, фильмов и музыки. Огромное число детей и подростков до 18 лет употребляют цифровые товары, однако не могут за них заплатить – например, потому, что у них еще нет собственных банковских карт.

Кроме того, подчеркивает Ле Моаль, цифровые товары – это одна из самых стремительно растущих отраслей электронной коммерции. «Посмотрите на Whatsapp! Это приложение продемонстрировало весь потенциал цифровых товаров: и их потенциальную прибыльность, и их стремительные темпы роста», — отмечает он.

От других стран Россию отличает беспрецедентное внимание со стороны государства к вопросам регулирования и защиты интеллектуальной деятельности в сети (речь идет о ФЗ №187 — «антипиратском законе» и его расширении на все объекты авторских прав, досудебные блокировки и т.д.), отмечается в исследовании РАЭК.

Давление на пиратов и распространителей нелегального контента со стороны правообладателей и государства продолжает усиливаться, однако в результате усиливающегося давления часто страдают и «белые» интернет-компании.

По мнению экспертов, проблему может решить новая парадигма дистрибуции контента в рунете, принятая всеми сторонами. Необходимо перейти от законодательных запретов пиратского контента к поддержке и стимулированию легальных схем потребления контента в сети, подчеркнул Плуготаренко.

«Судя по ситуации в США и Европе, безусловно, для увеличения легального рынка цифровых товаров необходимо предпринимать регуляторные меры, однако ключевое значение имеет доступность легального контента и распространенность ресурсов, на которых его можно скачать», — подтвердил в разговоре с «Газетой.Ru» аналитик Forrester Research Майкл О'Грэди.

Гендиректор онлайн-ритейлера Wikimart Максим Фалдин, в свою очередь, считает, что говорить о возможности перейти к легальному потреблению контента в России пока рано. В России очень развито свободное потребление контента, скептически отмечает он. «Перспектива не через год-два, а через пять-семь лет», — прогнозирует эксперт.