Убыточные, но дорогие

Почему так популярны мобильные мессенджеры WhatsApp, Viber, WeChat и Line

Юнна Коцар
Покупка социальной сетью Facebook* не приносящего почти никакой прибыли мобильного приложения WhatsApp за $19 млрд буквально взорвала интернет. Однако это лишь самый яркий пример, подтверждающий тенденцию: приложения для быстрого обмена сообщениями приобретают огромную популярность не только среди пользователей, но и среди инвесторов. «Газета.Ru» попыталась разобраться, что же делает мобильные мессенджеры столь привлекательными.

Приобретение сетью Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) WhatsApp — самая крупная сделка в ее истории.

Напомним, что всего шесть дней назад японский интернет-гигант Rakuten купил за $900 млн мессенджер Viber. При этом сами мессенджеры завоевали популярность задолго до появления смартфонов:

ICQ был запущен в 1996 году, в 1999-м Yahoo! создала собственный Yahoo Messenger, а в 2003-м появился Skype, отличавшийся от своих старших братьев тем, что был адаптирован прежде всего к голосовой связи, а не к текстовым сообщениям.

Запущенный в 2009 году WhatsApp стал первым популярным мессенджером, рассчитанным именно на смартфоны с привязкой к номеру телефона пользователя, впоследствии породившим десятки клонов и вариаций — LINE, Wazapp, Viber, Snapchat, Telegram и т.п.

Звездный час таких приложений настал в 2013 году, когда ими заинтересовались не только миллионы пользователей, но и крупные инвесторы.

В апреле 2013 года в ряде СМИ появилась информация о том, что корпорация Google ведет переговоры о покупке WhatsApp за $1 млрд.

Осенью 2013 года компания Facebook заинтересовалась мессенджером Snapchat и предложила его купить сперва за $1 млрд, а через несколько недель — за $3 млрд, однако руководство сервиса не согласилось на сделку. Как сообщало издание The Wall Street Journal, на мессенджер претендовали и другие инвесторы. В их число входила китайская компания Tencent Holdings, оценившая Snapchat примерно в $4 млрд.

В феврале 2014 года наконец состоялась первая сделка: японский интернет-гигант Rakuten объявил о том, что приобретает мессенджер Viber за $900 млн. Затем стало известно о покупке мобильного приложения WhatsApp социальной сетью Марка Цукерберга.

Однако аналитик исследовательской компании Morningstar Рик Саммер предупреждает, что, хотя инвесторы могут приветствовать приобретение актива с такими высокими темпами роста (WhatsApp), это может указывать и на внутренние проблемы в Facebook, рост которого в последнее время был медленным.

«Это молчаливое признание того, что Facebook не может делать то, что делают другие соцсети», — рассказал он Reuters, напоминая, что на Facebook уже был обмен фотографиями и сообщениями, прежде чем компания купила Instagram (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) и WhatsApp.

«Они не могут повторить то, что делают другие компании, так что они идут и покупают их. Это не слишком воодушевляющая тенденция, я думаю, эта сделка не последняя и инвесторам стоит обратить на это внимание», — предупреждает эксперт.

У взрыва популярности мобильных мессенджеров есть еще несколько причин, отмечают аналитики, прежде всего это рост проникновения смартфонов и планшетов, а также развитие высокоскоростных сетей передачи данных и сетей Wi-Fi. Кроме того, важное значение имеет и то, что большинство мобильных мессенджеров совмещают простой, удобный интерфейс и расширенный функционал. «По сравнению с мобильными мессенджерами даже «аська» выглядит сложной», — отметил венчурный инвестор Александр Галицкий в разговоре с «Газетой.Ru».

Более того, благодаря таким приложениям молодежная аудитория, пользующаяся смартфонами, может обособленно жить в своем мире, не используя Facebook или другие «старые» социальные сети, где, по их мнению, все каналы влияния контролируют более взрослые, добавляет аналитик «Финам» Анна Зайцева.

Стоит отметить, что практически все популярные мессенджеры бесплатны или почти бесплатны: например, за использование WhatsApp требуется платить всего $1 в год. При этом рекламы в таких приложениях тоже, как правило, нет.

Однако инвесторов не смущает отсутствие какой-либо видимой прибыли от мобильных сервисов обмена сообщениями.

«И WhatsApp, и его эквиваленты — убыточные компании. Не всегда у таких компаний есть задача зарабатывать деньги — часто дело именно в лояльности пользователей, а аудитория в WhatsApp вполне лояльная», — рассказал «Газете.Ru» директор по развитию бизнеса разработчика мобильных приложений Altarix Дмитрий Рыжков.

Основная оценка, которую делают инвесторы, — не прибыльность, а темпы роста компании в последнее время, поясняет Александр Галицкий. «Динамика роста — очень важный момент. На втором месте — набор клиентов», — резюмировал он.

По мнению руководителя департамента беспроводных технологий аналитической компании J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, основная причина дороговизны мессенджеров связана именно с большими ожиданиями инвесторов по монетизации абонентской базы и ожиданиями эффекта синергии за счет интеграции сервисов в едином продукте (например, Facebook и WhatsApp).

«За редким исключением мессенджеры пока лишь тратят деньги, а не зарабатывают их. Ожидания прибылей связаны в основном с рекламной моделью, продажей стикеров (японский сервис LINE, например, зарабатывает на них более $10 млн в месяц), мобильной коммерцией (онлайн-покупки из приложений; например, такой сервис использует китайский мессенджер WeChat) и пр.», — пояснил он корреспонденту «Газеты.Ru».

Аналитики сходятся в одном: приобретая сервисы мгновенных сообщений, интернет-гиганты покупают прежде всего миллионы лояльных пользователей, причем не виртуальных ботов, а реальных людей со своими аккаунтами.

Учитывая, что сервисом WhatsApp пользуются около 450 млн человек, Facebook заплатил примерно по $42 за каждого пользователя. Недавняя $900-миллионная сделка японского интернет-гиганта Rakuten, заплатившего по $3 за каждого пользователя мессенджера Viber, по сравнению с этим выглядит несерьезно, как и крупнейшая до недавнего времени сделка Facebook — приобретение в 2012 году фотосервиса Instagram за $1 млрд ($25 за пользователя).

Конечно, возможно, причина популярности мессенджеров кроется не только в пользователях, но и в возможностях для монетизации. Однако появление в приложениях рекламы, во-первых, может спугнуть лояльных пользователей. Во-вторых, учитывая суммы, которые интернет-гиганты готовы заплатить за простые приложения для обмена фразами и картинками, настолько высокие ожидания от монетизации абонентской базы выглядят чересчур оптимистичными.