Wi-Fi появился на Калининской линии московского метро — она стала третьей веткой, все поезда на которой оснащены беспроводным интернетом, после Кольцевой и Каховской линий. В конце февраля интернет должен появиться и в поездах на Сокольнической линии метро.
Согласно планам оператора «Максима Телеком», весной интернет появится на Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях метро, летом — на Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской и Филевской линиях, а осенью — на Серпуховско-Тимирязевской, Арбатско-Покровской и Бутовской линиях. Завершиться работа над установкой Wi-Fi в метро должна в конце 2014 года.
Ожидается, что к этому времени интернетом в поездах метро будут пользоваться до 1,5 млн человек в день: по подсчетам оператора, совместимые с сетью гаджеты есть у 40–45% пассажиров метро, а активно пользоваться интернетом в метро будет примерно половина из них.
С момента запуска сети на Кольцевой линии в конце 2013 года услугами беспроводного доступа воспользовались более миллиона пассажиров. Среднее суточное количество авторизованных пользователей в январе составило 35 тыс. человек, в феврале — 65 тыс., сообщает «Максима Телеком».
«Ни одна столица в мире не имеет доступа к высокоскоростной бесплатной сети Wi-Fi в подвижном составе метро», — заявил генеральный директор «Максима Телеком» Борис Вольпе.
По словам исполнительного директора «Максима Телеком» Олега Копицына, скорость канала и работоспособность каждого элемента сети отслеживаются через систему мониторинга. В случае обнаружения сбоев ошибки оперативно устраняются службой эксплуатации. Cостав постоянно подключен к сети на скорости от 70 до 100 Мбит/с.
Впрочем, практика показывает, что на сегодняшний день качество связи в поездах метро далеко от идеала: корреспондент «Газеты.Ru», пользуясь Wi-Fi на Кольцевой линии метро, сталкивался с тем, что сигнал периодически «обрывался».
Чтобы подключиться к Wi-Fi в московском метро, недостаточно просто выбрать в списке доступных сетей сеть Mos metro — требуется еще и кликнуть на кнопку «Подключиться» в браузере. Именно через автоматически появляющийся в браузере сайт и будет окупаться бесплатный интернет. Вложенные в проект деньги планируется вернуть за счет рекламы на экранах устройств, а также предоставления пассажирам доступа к дополнительным сервисам — радио, фильмам, сериалам, играм и приложениям.
«Наша задача — предоставить максимально интересный и полезный набор сервисов, сохранив их массово доступными. Поэтому в части коммерциализации планируется комбинированная модель: часть сервисов будет полностью бесплатна, часть — бесплатна, но с рекламой, часть доступна только по подписке», — поясняет пресс-служба оператора. Некоторые из этих сервисов — радио, онлайн-видео, платежи, скидки и спецпредложения — доступны уже сейчас.
Бизнес-модель проекта выглядит нежизнеспособной, считает аналитик MForum Analytics Алексей Бойко. «Скорее всего, получится некая имитация сервиса, к которому будет непросто законнектиться и еще сложнее воспользоваться им в той мере, в какой это хотелось бы сделать пользователям устройств с поддержкой Wi-Fi в метро», — рассказал он «Газете.Ru».
Гораздо лучший результат дали бы другие условия сотрудничества, считает эксперт. «Хотелось бы, чтобы администрация метро перестала ставить палки в колеса операторам Б3, которые могли бы продолжать развивать связь и мобильный ШПД в московском метро, если бы им предложили незапретительные условия сотрудничества, какие предлагают в настоящее время», — отметил он.
В марте 2012 года один из «большой тройки» сотовых операторов, МТС, уже начинал предоставление бесплатного Wi-Fi на Кольцевой линии метро в тестовом режиме, однако проект вскоре заглох. «Вымпелком» также тестировал бесплатный интернет на двух составах Сокольнической линии. Однако ни «Мегафон», ни МТС, ни «Вымпелком» не стали участвовать в конкурсах на строительство и эксплуатацию Wi-Fi, которые проводил метрополитен: по словам операторов, участие в аукционе было экономически нецелесообразным.
Согласно условиям тендера, предполагалось, что Wi-Fi в подземке будет бесплатным, кроме того, метрополитен продолжит взимать около 600 тыс. руб. за доступ к инфраструктуре с оператора, который будет оснащать метро сетью беспроводного доступа.
«Максима Телеком» подала единственную заявку, поэтому аукцион признан несостоявшимся, говорится в протоколе тендера. Договор с компанией был заключен по стартовой цене 1,34 тыс. руб. в месяц без НДС за аренду одной точки для размещения Wi-Fi-роутеров. Компания инвестирует в проект 1,8 млрд рублей.