«Что запрещено в России, позволено в США»: WADA оправдало американскую фигуристку за допинг

В Госдуме обвинили WADA в двойных стандартах после оправдания американской фигуристки за допинг

Джессика Калаланг и Брайан Джонсон Bob Donnan/USA TODAY Sports/Reuters
Американская фигуристка Джессика Калаланг, не выступавшая на протяжении восьми месяцев из-за обнаружения в ее организме запрещенного препарата, была полностью оправдана WADA и USADA и теперь сможет помочь своей сборной на Олимпийских играх. Экс-гендиректор РУСАДА Юрий Ганус в интервью «Газете.Ru» выразил полное доверие WADA, а вот депутат Дмитрий Свищев заявил о двойных стандартах.

Оправдание через восемь месяцев

Американская фигуристка Джессика Калаланг, не выступавшая на протяжении восьми месяцев из-за попадания в ее организм запрещенного препарата, была полностью оправдана Всемирным антидопинговым агентством (WADA) и Антидопинговым агентством США (USADA).

Калаланг является представительницей второй по силе спортивной пары сборной США, завоевав вместе с Брайаном Джонсоном серебряные медали на двух последних национальных чемпионатах.

Именно на втором из них в допинг-пробе фигуристки был найдена 4-хлорфеноксиуксусная кислота (4-СРА) — метаболит меклофеноксата. Он является запрещенным стимулятором, улучшающим работу мозга.

Калаланг сразу же была отстранена от выступлений, и из-за этого ее пара с Джонсоном пропустила чемпионат мира. Интересно, что перспективный тандем до сих пор не дебютировал на взрослых мировых форумах — в 2020 году помешала пандемия, из-за которой турнир был отменен вовсе.

После сдачи американкой положительной допинг-пробы USADA совместно с WADA начало тщательное расследование случившегося, продолжавшееся на протяжении восьми месяцев. Все это время дуэт Калаланг / Джонсон был отстранен.

Однако теперь для него пришла приятная новость: со спортсменки сняты все обвинения. Ее адвокатам удалось доказать, что 4-СРА мог быть выработан организмом в результате применения косметики.

Во время разбирательства по аналогичному кейсу бойца смешанного стиля Роба Фонта выяснилось, что 4-CPA может вырабатываться организмом и из консерванта хлорпенсина, который используется в некоторых косметических средствах (шампунях, лосьонах и солнцезащитных кремах) и не входит в запрещенный список WADA.

Сначала был оправдан Фонт, затем некий профессиональный бейсболист, чье имя так и не было раскрыто прессе, а затем положительного для себя исхода смогла добиться и Калаланг.

«Не хочу, чтоб это случилось еще с кем-либо. Это был очень неприятный момент. Я знала, что не сделала ничего плохого, продолжала бороться и не сдавалась. Мы не собирались доставать белый флаг. Но временами я чувствовала себя абсолютно беспомощной», — заявила на радостях сама спортсменка.

В этом сезоне Калаланг с Джонсоном уже приняли участие в турнире «Финляндия Трофи», заявлены на этап серии Гран-при и — главное — смогут принять участие в Олимпийских играх в Пекине. И даже если они пока вряд ли будут реальными претендентами на медали в личных соревнованиях, то для США в командном первенстве это большое усиление.

«WADA всегда действует объективно»

Комментарий по поводу этой ситуации для «Газеты.Ru» дал бывший генеральный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус.

«У нас есть спортивные юристы, которые успешно доказывали попадание запрещенных препаратов в организм спортсмена путем использования молочных продуктов. Есть такие примеры и оправдательные решения. Я не видел ни одного случая за свою практику, чтобы WADA было лояльно к кому-либо — вне зависимости от того, США это или другая страна, — рассказал Ганус.

— WADA всегда старается держать обоснованную позицию. Если было принято такое решение в отношении американской фигуристки, то для этого были весомые аргументы. Это профессиональная работа юристов.

Разница в том, что когда какие-то наши спортсмены попадаются на допинге и возникает резонанс, этот резонанс — шлейфовый. Нам надо как можно быстрее выходить из этого. Я всегда говорил, что допинговые нарушения фиксируют везде, в каждой стране. И вопрос заключается в том, что мы с этим делаем, как мы на это реагируем и какие выводы делают спортивные организации.

Я сомневаюсь в том, что WADA было ангажировано — оно всегда действует объективно. Все-таки это международный регулятор. WADA всегда собирает информацию и не торопится, взвешивает все факты. И только когда есть обоснование, выносится решение. WADA часто упрекают в медлительности, но не в ангажированности. И то я считаю, что это не медлительность — это вопрос взвешенного подхода и взвешенного решения. Потому что судьба спортсмена — это всегда важно.

Я не считаю, что уместно проводить политические параллели и говорить, что российского спортсмена не простили бы в такой ситуации. Я знаю кейсы, которые были у нас. Я же сам ярый борец с допингом и многое ставил под сомнение.

Здесь очень тонкая грань между правовой защитой и злоупотреблением правом. Нам не нужно давать повода, а надо сделать необходимый минимум, чтобы выйти из этого замкнутого круга».

«У WADA двойные стандарты»

А вот депутат Государственной думы Дмитрий Свищев имеет прямо противоположную позицию.

«Двойные стандарты, к сожалению, есть, и существует много примеров. В Америке вообще двойная допинговая система. У них есть представительство WADA — USADA. А есть другая структура, где профессиональные лиги -— НХЛ, НБА — не подчиняются кодексу WADA, — отметил депутат.

— И многие препараты, которые запрещены WADA, у них разрешены. При этом руководитель USADA Трэвис Тайгерт постоянно критикует нас, он такой активный русофоб, у него ненависть ко всему, что связано с Россией. Он говорит, что нас надо везде отстранить и вывести из олимпийской семьи. При этом он защищает своих атлетов, которых постоянно ловят на запрещенных препаратах.

Если посмотреть за последние годы список атлетов по национальному признаку, которые попадаются на допинге, Россия далеко не впереди планеты всей — как раз американцы являются одними из лидеров по употреблению запрещенных препаратов, — и это речь только о тех, кого поймали. Так что им сначала у себя надо навести порядок, а потом диктовать антидопинговые правила в мире.

Нас бы в такой ситуации никто не простил — ни одного нашего довода не хотят слышать. Когда я был в суде с керлингистом Александром Крушельницким, наши адвокаты больше двух часов доказывали, что мельдоний попал в его организм не по его вине, что это не является доказательством системного приема.

Создатель препарата и голландские эксперты утверждали, что это ерунда, а не допинг. Но английский адвокат, выступавший против нас, задал один вопрос: можем ли мы предоставить убедительные доказательства, что это произошло не по нашей вине? Естественно, у нас их не было. Он заявил, что у него больше нет вопросов, и суд принял решение отстранить Крушельницкого на четыре года.

А если бы на его месте был американец, он бы рассказал историю про помаду, про крем, про гормональные таблетки какие-нибудь, как они любят делать. Я уже молчу о терапевтических исключениях, которые американцам выписывают врачи. Молчу про гимнастку, которая то ли мужчина, то ли женщина — выступает на антидепрессантах.

Молчу про теннисисток — братьев-сестер. Понимаете, система неравнозначна по разные стороны океана. И все, что запрещено в России, почему-то разрешено в Америке. Конечно, мы не можем огульно утверждать, что-то и у них запрещено. Но в целом такая система существует».