В Минск за критику чиновников
1 августа на Олимпийских играх в Токио разразился скандал. Ранее белорусская легкоатлетка Кристиана Тимановская в своем Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) раскритиковала руководство национальной сборной.
Все дело в том, что специализирующуюся на дистанциях 100 м и 200 м бегунью неожиданно заявили на эстафету 4х400 м, хотя эту дистанцию спортсменка в профессиональной карьере вообще никогда не бежала.
Проблема в том, что из-за ошибки спортивных белорусских чиновников, сразу несколько бегуний из страны не смогли получить разрешение на въезд в Токио. Им банально не хватило количества сданных отрицательных ПЦР-тестов на коронавирус. Правила на этот счет максимально жесткие, и никаких послаблений никому хозяева Олимпиады делать не собираются. Тем более все остальные страны справились с задачей соответствия регламенту.
Тимановскую возмутил даже не сам факт попадания в эстафетную команду, что, безусловно, усложняет ей задачу показать максимум на профильных дисциплинах. Она возмутилась отсутствием контакта с руководством сборной — бегунью никто не спросил о возможном участии в забеге и просто поставили перед фактом, включив в заявку.
«Оказывается, наше очень крутое начальство решило как обычно все за нас. Они накосячили с девчонками, у которых не хватает достаточно тестов, чтобы прилететь на их первую в жизни Олимпиаду, и они решили сделать ход конем и запустить меня в эстафету. Почему же мы должны расплачиваться за ваши косяки?» — писала она в «сториз» своего Instagram.
Там же она поясняла, что в принципе готова была бы помочь команде, если бы к ней обратились по-человечески.
Однако реакция спортивных властей страны оказалась максимально неожиданной. После двухдневного молчания 1 августа появилась новость, что «бунтарку» сняли со всех дистанций и насильно вывозят в Минск.
«Представители белорусской нацкоманды депортируют легкоатлетку, ей срочно купили билет на самолет, теперь везут с вещами в аэропорт. Завтра у нее должен был состояться старт на 200 метров, представители сборной ее не допускают и отправляют в Минск», —сообщил Фонд спортивной солидарности.
Национальный олимпийский комитет Белоруссии ответил на это собственным официальным заявлением.
«Официальное заявление о прекращении участия на Играх в Токио-2020 Кристины Тимановской.
По заключению врачей, в связи с эмоционально-психологическим состоянием белорусской легкоатлетки Кристины Тимановской, тренерским штабом национальной команды по легкой атлетике принято решение о прекращении выступления спортсменки на Играх XXXII Олимпиады.
Следовательно, отозвана заявка спортсменки на участие в квалификационных забегах на 200 м и в эстафете 4х400 м».
В полицию вместо самолета
Правда, Тимановская в «сториз» тут же отметила, что указанная спортивными чиновниками страны причина является враньем.
Многие спортсмены выразили Тимановской поддержку и обратились к Международному олимпийскому комитету в попытке повлиять на ситуацию.
Появилась информация, что сама Тимановская боится возвращаться в страну, испытывая тревогу по поводу последствий своего высказывания.
Ранее, например, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что спортсменам, которые не завоюют награды, в страну лучше не возвращаться.
В МОК обратился даже знаменитый белорусский киберспортивный комментатор Виталий «v1lat» Волочай: «Пожалуйста, не дайте депортировать Тимановскую!»
Тем временем Фонд спортивной солидарности опубликовал новое заявление самой Тимановской, обратившейся в МОК с просьбой о помощи:
«Я прошу Международный олимпийский комитет о помощи, на меня было оказано давление и меня пытаются вывезти из страны без моего согласия, поэтому я прошу МОК вмешаться в это», — цитирует Telegram-канал фонда легкоатлетку.
Международный олимпийский комитет действительно не мог остаться в стороне и выступил с коротким собственным пресс-релизом:
«МОК изучает ситуацию с Тимановской и ждет разъяснений от НОК Белоруссии».
Буквально в последние минуты появилась информация, что Тимановская не проходила регистрацию на рейс авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Токио — Стамбул. Именно в столице Турции она потом должна была сделать пересадку на борт до Минска.
В итоге самолет отправился в Стамбул без белорусской легкоатлетки, а она, по информации различных источников, в данный момент находится в полицейском участке в аэропорту Токио.
Фонд спортивной солидарности вскоре сообщил, что спортсменка будет просить политического убежища в Европе и на родину не вернется.
Подробности скандала
Вскоре появились и подробности того, как происходило отстранение Тимановской от выступления на Олимпийских играх. Об этом «Трибуне» поведала сама бегунья, передав хронологию событий в последние дни.
«Вчера [31 июля] ко мне пришел главный тренер национальной команды Юрий Моисевич. – Он предложил мне отказаться от участия в беге на 200 метров – сказать, что у меня травма, сняться и полететь домой.
Он сказал, что меня нужно убрать с Олимпиады, что на данный момент меня хотят убрать только с Олимпиады, но если я откажусь и выйду на дистанцию в 200 метров, то меня будут убирать из сборной, лишать работы и, возможно, будут еще какие-то последствия.
Мы с тренером еще долго общались и все-таки пришли к решению, что я побегу, но не буду давать никаких комментариев – мол, все пройдет спокойно, пробегу 200 метров и вернусь домой. Но сегодня после обеда ко мне в комнату пришел Артур Шумак, представитель нашей нацкоманды, и Моисевич, и они мне сказали, что буквально через пару часов я должна быть в аэропорту. Мне нужно быстро собирать вещи и выезжать.
Пришел психолог, который пытался со мной разговаривать. Не помню его фамилию, потому что я особо его старалась не слушать. Он мне говорил какой-то бред – типа он работал с убийцами, в «Новинках» (центр психиатрии в Беларуси), много чего повидал. Не поняла, зачем мне это. Старалась его не слушать. Потом он пытался поставить себя на мое место, а меня – на его. Садился и делал вид, что он – это я.
И он играл роль, будто я сижу в кабинете министра спорта и говорю: «Да, я виновата, сама инициировала эту встречу». Зачем он это делал, я вообще не поняла.
После этого в комнату снова зашел Шумак и сказал, что у меня 40 минут, чтобы собраться. Я начала складывать вещи, ко мне каждые десять минут подходили и проверяли, скоро ли я соберусь. Я собирала вещи полтора часа, старалась максимально затягивать время. Переписывалась с мужем, с родственниками, мы думали, что делать, куда обращаться. Приняли решение, что приеду в аэропорт, а там пойду в полицию. Так в итоге и сделала, – рассказала Тимановская.
— Как мне сказал Моисевич, этот вопрос уже не на уровне федерации, не на уровне министерства спорта, а уровнем выше. Что меня нужно ликвидировать с Олимпиады, вернуть домой, потому что я мешаю команде выступать. Меня нужно убрать, чтобы все успокоились и соревновались дальше».
Спортсменка также рассказала подробности ее заявки в эстафетную команду. Когда она узнала, что должна бежать в команде непрофильную дистанцию, пыталась связаться и с тренером сборной, и с начальником шатаба национальной команды, однако те читали ее сообщения, но не отвечали.
Позже они объяснили это тем, что не хотели нарушать ее внутреннее равновесие, хотя, по словам Тимановской, добились обратного эффекта.
Спортсменка в итоге удалила в Instagram видео, на котором впервые критиковала решение поставить ее в эстафету. Сама она объяснила это тем, что хотела избавиться от постоянных звонков с угрозами, которые она стала получать в том числе и из Белоруссии.
«Старший тренер по спринту Евгения Володько звонила даже из Минска, еще кто-то. Володько говорила, что ее вызвали в министерство», — среди прочего сказала спортсменка.
Политическое убежище в Австрии
Объяснила бегунья и свое решение не возвращаться на родину. Спортсменка считает, что может за свое поведение по прилету оказаться даже за решеткой.
«Потому что я боюсь, что в Белоруссии меня, возможно, могут посадить в тюрьму. Я не боюсь того, что меня уволят или выгонят из нацкоманды. Я беспокоюсь о своей безопасности. И думаю, что на данный момент в Беларуси для меня небезопасно», — цитирует ее «Трибуна».
По информации Sports Hochi, в настоящий момент Тимановскую «перевозят в безопасное место».
Также издание сообщает, что спортсменка будет просить политического убежища у властей Австрии.
«Режим Лукашенко такого не прощает»
Александр Опейкин, исполнительный директор фонда спортивной солидарности Белоруссии, подтвердил «Газете.Ru», что легкоатлетка Кристина Тимановская будет просить политического убежища и не собирается возвращаться на родину.
«Стоит ли ей оставаться в Японии и больше не возвращаться в Белоруссию после такого инцидента? Спортсменке, конечно, нужно просить политическое убежище, потому что режим Александра Лукашенко не прощает такие поступки. Так что она делает все правильно.
Тимановская сама почувствовала большую опасность после того, как увидела себя на госканалах, где ее полили грязью. Тогда она осознала, что возвращаться в Белоруссию нельзя, потому что там тысячи людей сидят в тюрьме. Поэтому она приняла абсолютно правильное решение и будет сейчас просить политического убежища», — сообщил Опейкин.
Также он рассказал о причинах возникновения данной ситуации.
«Причина попытки депортации была исключительно в этой критике в соцсетях. Белорусский режим воспринимает подобное очень жестко и любую критику пресекает на корню.
Тимановскую начали активно поливать грязью на пропагандистских каналах, госканалах на ТВ. Она поняла, что ей возвращаться в Белоруссию уже опасно. Поняла, что все это может закончиться не просто ее увольнением из национальной команды, а отправкой в тюрьму.
Свободы слова в Белоруссии нет ни в каких сферах — в том числе и в спортивной. Это тоталитарное государство, и сравнение нас с Северной Кореей — уже давно нешуточное», — отметил Опейкин.
«Газета.Ru» будет следить за дальнейшим развитием событий.