23 декабря московский «Локомотив» выступил в роли главного ньюсмейкера в российском футболе, объявив о серьезных изменениях в составе совета директоров клуба. Слухи о том, что серьезно и бесповоротно рассорившиеся с болельщиками клуба председатель совета директоров Анатолий Мещеряков и Василий Кикнадзе, исполнявший функции и президента, и генерального директора клуба, в скором времени лишатся своих постов, ходили уже некоторое время.
Накануне они усилились, однако некоторые авторитетные в мире российского футбола инсайдеры заявили, что отставок не случится до конца сезона.
Тем не менее главные Telegram-каналы болельщиков «Локо» это мнение опровергли. Так «Нежурналист Иванов», например, написал, что решение по Мещерякову и Кикнадзе «уже принято серьезным дядей».
Под «серьезным дядей», вероятно, понимается глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров. Именно первый человек в корпорации-владельце «Локомотива» обладает правом принятия подобных решений.
И еще несколько недель назад в СМИ прошел целый ряд публикаций, в которых говорилось фактически об утрате доверия Мещеряковым, который в РЖД отвечал за PR-составляющую. Уже днем 23 декабря журналист «Спорт-Экспресса» Константин Алексеев написал, что Кикнадзе сам подал в отставку с поста президента и гендиректора клуба в процессе онлайн-заседания совета директоров, но журналист-инсайдер «Чемпионата» Андрей Панков вскоре сообщил, что до Нового года никаких перестановок в руководстве «Локо» не будет.
Однако они все-таки случились уже через несколько часов, а объявила обо всем пресс-служба «Локо» на официальном сайте клуба.
«Сегодня состоялось общее собрание акционеров АО ФК «Локомотив», на котором был избран новый состав Совета директоров клуба. В него вошли: Дмитрий Булыкин, Юрий Нагорных, Александр Плутник, Геннадий Фадеев, Валерий Филатов, Виктор Шендрик.
Новый состав Совета директоров избрал своим председателем заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Плутника Александра Альбертовича.
Также на Совете директоров был назначен новый генеральный директор клуба. Им стал бронзовый призер в составе «Локомотива» 1994 года Леонченко Владимир Валерьевич. С 2008 по 2019 год Владимир Валерьевич занимал посты исполнительного директора, председателя Совета профессионального союза футболистов и тренеров», — сказано в заявлении.
Приведены и первые слова Плутника в качестве председателя совета директоров, в которых он политкорректно поблагодарил ушедших коллег за работу в клубе:
«Мы благодарим за проделанную работу бывших коллег по Совету директоров. Под председательством Анатолия Мещерякова «Локомотивом» было выиграно множество титулов, он покинул Совет в связи с переходом на новую работу.
Кроме того, хочу сказать слова благодарности Василию Кикнадзе, который многое сделал с точки зрения оптимизации внутриклубных управленческих процессов, а также за его участие в проектах реконструкции базы в Баковке и отделения Академии в Перово».
Впрочем, футбольное сообщество прекрасно понимает, что уход Мещерякова и Кикнадзе, скорее всего, связан именно с результатами их работы. За время руководства Кикнадзе «Локо» приобрел крайне неоднозначную репутацию. У красно-зеленых набралось очень много историй, в которых клуб выглядел не в лучшем свете. Здесь можно вспомнить и потерю талантливого Хвичи Кварацхелии, игравшего в «Локомотиве» в аренде с правом выкупа, а в итоге перешедшего в казанский «Рубин». Или расставание с отдавшим команде много лет опорным полузащитником Дмитрием Тарасовым, которому Кикнадзе отказывался оплачивать операцию, но проиграл суд.
Или непродление контракта во время пандемии и вообще крайне некрасивое прощание с клубной легендой Юрием Семиным, только под руководством которого «Локо» брал свои чемпионские титулы.
Ну а чего стоят претензии в адрес своего предшественника Ильи Геркуса, с которого Кикнадзе хотел взыскать под 200 млн рублей, выписанные в качестве премий за как раз последний титул красно-зеленых в РПЛ. В суде «Локомотив» позорился на протяжении всего процесса и в итоге ожидаемо с треском проиграл.
История взаимоотношений Кикнадзе с болельщиками совсем печальна. Те так и не приняли всех приведенных ситуаций и отношения руководителя к себе, на что сам теперь уже бывший президент клуба реагировал, например, средним пальцем на трибунах стадиона...
Ну, а Мещеряков во всех своих публичных выступлениях и разговорах со СМИ предпочитал высокопарный стиль и временами комичные метафоры и аллегории, отбивая все нападки на действующую команду управленцев.
В итоге фанаты «Локо» запустили ставшие повсеместными в их публикациях хэштеги #kickнадзе и #мещерякoff.
Кикнадзе, придя в эфир «Футбола России» в мае 2020 года страстно рассуждал о том, что его работу определят результаты команды на поле.
«Главная фигура, которая за все отвечает — генеральный директор. Когда я говорю о том, что совет директоров меня поддержал, это означает, что он выразил поддержку, но никаких гарантий у меня нет, — говорил Василий тогда.
— И как говорит тот же самый Юрий Палыч Семин, я лично такой же нанятый менеджер, как и главный тренер. Дадут мне доработать до конца или нет, это вопрос совета директоров и качества выполнения моих обязанностей.
Я за все отвечаю. За финансовую составляющую — если клуб станет банкротом, я буду виноват. Если мы будем бороться не за первые места, это я виноват».
В итоге к концу года ситуация сложилась следующая: «Локомотив» занимает восьмое место в РПЛ, отставая на 13 очков от лидирующего «Зенита» и только что уступив со счетом 0:5 «Краснодару».
Несмотря на неплохое начало группового этапа Лиги чемпионов, красно-зеленые заняли в своем квартете последнее, четвертое место, так и не одержав ни одной победы.
Крыть, видимо, Кикнадзе больше было нечем, и теперь у «Локомотива» будут другие председатель совета директоров и топ-менеджер. Болельщики открывают шампанское за неделю до Нового года.
«Кто плохо работает, тех увольняют», — уже сказал Юрий Семин, который выразил готовность вернуться в клуб, если его позовут. Теперь это не выглядит невозможным.