«Такой Трусову никогда не видели»: что говорят о Гран-при Москвы

Что говорили Туктамышева, Косторная и Трусова после Гран-при Москвы

Александра Трусова, Евгений Плющенко и Дмитрий Михайлов РИА Новости
Елизавета Туктамышева призналась, что находится в шоке от своей победы на этапе Гран-при по фигурному катанию в Москве, поскольку ожидала «другого, как обычно». Ставшая второй Алена Косторная, напротив, заявила, что надеялась на более высокие оценки и немного расстроилась, но при этом признала свои ошибки и тот факт, что она забыла часть программы. Александра Трусова, допустившая четыре падения и занявшая лишь четвертое место, пожаловалась, что не успела набрать форму из-за короткого промежутка между соревнованиями, в то время как Алексей Ягудин в прямом эфире раскритиковал ее тренерский штаб в лице Евгения Плющенко.

Возвращение Императрицы на трон

Елизавета Туктамышева выдала главную сенсацию в сезоне-2020/21 на данный момент, с блеском выиграв этап Гран-при по фигурному катанию в Москве.

23-летняя спортсменка, которой раньше даже тройного акселя не хватало, чтобы обойти более юных соперниц (включая тех, кто вообще не владеет элементами ультра-си), одержала очень необходимую для себя победу.

Во-первых, Императрица доказала, что даже в солидном для фигурного катания возрасте способна серьезно прогрессировать на своих нелюбимых элементах

— вращениях и дорожке шагов, на которых она раньше теряла много баллов и сильно уступала конкуренткам.

На этом турнире Туктамышева показала сразу пять вращений максимального, четвертого уровня сложности и лишь одно — третьего. Дорожка шагов как в короткой, так и в произвольной программе была оценена на третий уровень сложности, но здесь фигуристка также не проиграла соперницам, поскольку судьи вообще никому не поставили четвертый уровень за оба соревновательных дня.

Во-вторых, Императрица показала, как спокойно она может собираться после неудачных прокатов. Такой психологической устойчивости многие юные фигуристки могут только позавидовать.

Напомним, в короткой программе после шикарного тройного акселя Туктамышева неожиданно ошиблась на гораздо более простом тройном флипе, а потом еще и сделала каскад тройной лутц + двойной тулуп вместо 3+3. Из-за этих помарок было упущено плывущее в руки лидерство, а на промежуточном первом месте с отрывом в четыре балла оказалась Косторная. Однако на следующий день Туктамышева, как ни в чем не бывало, вышла и выступила практически идеально, одержав заслуженную победу.

В-третьих, Императрица в очередной раз отправила послание о том, что хоронить ее шансы на успешную конкуренцию с более юными спортсменками не стоит.

У Александры Трусовой был неудачный день — и она упала в произвольной программе четыре раза; Косторная до сих пор не может восстановить тройной аксель после длительного весеннего карантина; Анна Щербакова снялась с соревнований из-за пневмонии, а до этого смогла наработать только один элемент ультра-си — четверной флип — и прыгала его лишь один раз на две программы.

На фоне всего этого уверенная в себе, давно преодолевшая пубертат и исполняющая тройной аксель без каких-либо усилий Туктамышева выглядит по-королевски.

Эта победа способна окончательно закрепить за ней статус реальной претендентки на первые роли в сборной России и сработать не только на внешний имидж, но и на внутреннюю уверенность.

«Как я себя чувствую? Прекрасно! — заявила Туктамышева после проката. — Давно уже не выигрывала ничего (смеется). Ожидание результатов не было нервозным, потому что я знала, что сделала практически все, что могла на сегодняшний день. А то, что я победила, было уже как десерт. Поэтому все спокойно… (после паузы) О-о-ой, я в шоке».

Комментируя такую резкую смену собственного мнения, Императрица призналась, что все-таки не ожидала победы, — и ее можно понять.

На предыдущих турнирах девушка нередко улетала под соперниц, не владеющих ни тройным акселем, ни четверными прыжками, поскольку проигрывала им на непрыжковых элементах. Многим такой расклад казался несправедливым: Евгений Плющенко, например, даже посвятил этому пост в Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена).

«А как же вера спортсмена в справедливость? Или мы можем теперь просто красиво кататься и очень красиво вращаться, и закрывать глаза на ошибки на прыжках, и не рисковать, и не прыгать тройной аксель, и быть выше Лизы? Я за справедливое судейство в спорте, где должен побеждать спортсмен, который делает прыжок ультра-си, так как это прежде всего спорт наивысших достижений, а не только катание!!!» — писал Плющенко.

Короткое «Спасибо» от Туктамышевой в комментариях тогда набрало 1,5 тысячи лайков, а теперь она обошла на Гран-при ученицу Плющенко — Косторную, которая не допустила серьезных ошибок. Похоже, судьи действительно начали смотреть на Императрицу немного по-другому.

«Я не видела, как Алена откатала, и ожидала... другого, ха-ха… как обычно, — со смехом призналась фигуристка. — Теперь хочу просто насладиться этим моментом. Надеюсь, этот старт придаст мне воодушевления, чтобы работать дальше и показать результат еще лучше на следующих соревнованиях.

Во время произвольной программы я увидела большие баннеры от болельщиков и подумала: «Так, нельзя лажать». Спасибо огромное, мне было очень приятно».

На пресс-конференции фигуристка развила свою мысль:

«Я всего второй раз выступала на московском этапе Гран-при, и хочу сказать, что давно не испытывала таких эмоций. Я ощущала колоссальную поддержку, и мне не хотелось никак снижать планку, которую я задала в начале программы (прыгнув два тройных акселя. — «Газета.Ru»). Хотелось продолжать в одном темпе с музыкой, которая ничего не сбавляет, а только развивается. Я только потом поняла, что у меня вообще нет спокойной части, и подумала: «Почему у меня такая сложная программа?»

Также Туктамышева рассказала о том, как были выбраны именно восточные мотивы для ее победной произвольной программы. Напомним, этот номер под композицию «Хроники заводной птицы» Бхимы Юнусова ей поставил хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов, причем работа во многом проходила онлайн во время карантина.

«Музыку мы выбрали случайно, планов взять японские мотивы изначально не было. Просто я обратилась к Юрию Смекалову, он подумал, что мне может подойти, и предложил такой вариант. Мы сразу согласились, не рассматривая других композиций.

Это очень креативная глубокая музыка. Ее будет непросто показать, но мы хотели что-то новое», — призналась Императрица.

Напоследок Туктамышева сообщила, откуда черпает мотивацию, чтобы усердно работать над собой в коронавирусный сезон, когда с большой долей вероятности могут не состояться ни чемпионат Европы, ни чемпионат мира.

«Находить силы непросто, когда есть такая неизвестность, и я могу лишь поаплодировать тем спортсменам, которые сейчас выступают. Для себя я поняла: неважно, что происходит вокруг, нужно уметь адаптироваться и показывать достойное катание. Это как вызов себе», — подытожила Императрица.

Косторная ожидала более высоких баллов

Алена Косторная, занявшая второе место, призналась, что ожидала более высоких оценок за свою произвольную программу. Даже без элементов ультра-си ей не хватило всего трех баллов, чтобы обойти по сумме Туктамышеву и завоевать золото. Конечно, большую роль в этом сыграли грубые ошибки самой Императрицы в короткой программе, но факт остается фактом: Косторная до последнего претендовала на победу. И если бы судьи не обнаружили при просмотре замедленного повтора двух недокрутов на каскаде тройной флип + ойлер + тройной сальхов, пьедестал мог бы выглядеть иначе.

«Была ли я сильно расстроена баллами? Я ожидала оценок, соответствующих своему прокату. Естественно, я немного расстроилась, но на что накатали, то и получили.

Это уже повод задуматься, что мне нужно исправить, какие элементы стоит нарабатывать. Но я очень рада за Лизу, что, пройдя через все трудности, она смогла сейчас победить, — заверила Косторная. — Что касается моего проката, то первый лутц совсем не получился, а также возникли проблемы на каскаде с сальховом, хотя сам элемент я умею исполнять.

А еще у меня не хватает пока сил на финальную дорожку шагов. Там надо больше отдаваться, а я экономила энергию, чтобы все выглядело более красиво, в такт музыке. Чтобы непрофессионалам не было заметно, что что-то не так».

Отвечая на вопрос о том, не забыла ли она часть хореографии во время проката, как это было на этапе Кубка России в Казани, девушка призналась:

«Я старалась выполнить практически все, но все равно были моменты, которые я забыла. Но это нарабатывается. Надеюсь с каждым стартом улучшать хореографию и катание, чтобы в конечном итоге прийти к нужному варианту, чтобы это было «вау».

Также Косторная призналась, что обратила внимание на то, как восторженно провожала публика Туктамышеву, выступавшую прямо перед ней. Нет сомнений, что это оказало определенное психологическое давление на фигуристку.

«Я слышала, что Лизу очень поддерживали, что она хорошо откатала. Пока разминалась у бортика, я видела ее прокат. Но я выходила сделать свою работу и выполнить то, что задумано. К сожалению, не все получилось, но мы будем работать над этим», — пообещала спортсменка.

Трусова пожаловалась на усталость после триумфа в Казани

Александра Трусова допустила четыре падения в произвольной программе — с четверных сальхова, лутца и тулупа, а также с тройного лутца, — что отправило ее на итоговое четвертое место. Фанатские аккаунты писали про травму ноги, которую она получила после падения с тройного акселя в короткой программе, но сама девушка не стала подтверждать эту информацию.

«Сейчас не могу объяснить, почему прокат получился таким... Нам надо проанализировать вместе с тренерами.

На мой взгляд, было очень мало времени на восстановление после этапа Кубка России в Казани (соревнования женщин там завершились меньше двух недель назад. — «Газета.Ru»). В итоге я не успела набрать нужную форму перед Гран-при»,

— предположила спортсменка.

Тут можно заметить, что Косторная тоже каталась в Казани, однако она не исполняла там таких сложных прыжков, как Трусова. Напомним, Александра тогда докрутила тройной аксель (проблемы возникли только на выезде), а также сделала три четверных прыжка. В итоге она одержала победу, оторвавшись от Косторной на 22 балла. Можно понять, почему Русская Ракета устала больше.

Тем не менее олимпийский чемпион Алексей Ягудин, работающий сейчас комментатором на Первом канале, после проката обрушился на нынешний тренерский штаб Трусовой в лице Евгения Плющенко.

«По-человечески очень жалко Трусову в эти секунды. Я не знаю, что пошло не так. Было много падений. Мы прекрасно знаем Трусову как исполнительницу четверного сальхова, лутца, тулупа, но сегодня был не ее день.

Не знаю, что там делают в «Ангелах Плющенко», но такой Трусову мы никогда не видели. Не помню таких прокатов Александры»,

— заявил Ягудин.

Но справедливости ради, в прошлом сезоне у Русской Ракеты был подобный провал и в группе Этери Тутберидзе, когда она трижды упала на чемпионате России. Да и вообще одно-два падения с четверных у нее регулярно случались на каждом официальном старте и раньше. Так что говорить о том, что Трусовой нужно срочно уходить от Плющенко, все же преждевременно.

«Переход к Плющенко был ошибкой? Это просто был сбой. Не стоит списывать это на переход. У них хорошей тандем, они с Плющенко еще покажут свой результат», — сказала серебряный призер чемпионата мира — 2012 Алена Леонова в комментарии Sport24.

«Не надо говорить, что переход к Плющенко был ошибкой! — заявила олимпийская чемпионка в танцах на льду Наталья Бестемьянова.

— Когда человек делает четверные прыжки и их четыре в программе, то так может быть. Она учится сейчас делать четыре четверных в программе. И это опыт, слава богу, этот опыт пришелся на сегодня».

Следующая встреча этой интригующей троицы — Трусовой, Косторной и Туктамышевой — состоится уже в рамках чемпионата России, который пройдет в Челябинске с 22 по 27 декабря. Там к ним присоединятся и все остальные топовые фигуристки страны.

Но перед этим нас ждет еще пятый этап Кубка России в Москве с 5 по 8 декабря, хедлайнерами которого станут все те же Туктамышева и Косторная (не будет только Трусовой).