Допинговое дело бывшего российского биатлониста Евгения Устюгова берет свое начало еще в 2017 году. Тогда Международный союз биатлонистов (IBU) инициировал расследование в отношении спортсмена в связи с аномальными медицинскими показателями — согласно паспорту крови, у Устюгова был повышен гемоглобин. В 2018-м дело было закрыто ввиду отсутствия доказательной базы, однако в январе 2020-го расследование повторно возобновилось. Впоследствии Устюгова признали виновным в использовании анаболического стероида оксандролона на основании базы данных Московской антидопинговой лаборатории (LIMS), причем поводом к выдвижению обвинений стали пробы атлета за 2013 год.
Все результаты Устюгова, показанные показанных в период с 27 августа 2013 года по конец сезона-2013/14, были аннулированы. Соответственно, Россия потеряла золотую медаль в эстафете на Олимпийских играх в Сочи, а вместе с Устюговым победы лишились Алексей Волков, Дмитрий Малышко и Антон Шипулин.
Тем не менее в марте Устюгов подал апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS). Спортсмен, который завершил свою карьеру еще в 2014-м, отрицает все обвинения в применении допинга. 27 октября стало известно о новых обвинениях: антидопинговая панель (CAS ADD) добавила к наказанию Устюгова аннулирование всех его результатов в период с 24 января 2010 года по конец сезона-2013/14. Вследствие этого спортсмен и сборная России лишились еще двух олимпийских медалей, завоеванных Устюговым на Играх в Ванкувере — это золото в масс-старте (победы также потеряли Иван Черезов, Максим Чудов и Антон Шипулин) и бронза в эстафете. Этот же вердикт затронул и золотую медаль Устюгова в Сочи.
Таким образом, против Устюгова выдвинуты обвинения сразу по двум эпизодам, которые коснулись результатов Ванкувера-2010 и Сочи-2014. По первому случаю (от февраля 2020-го) жалоба спортсмена все еще не рассмотрена: 20 октября должно было состояться слушание, однако оно было перенесено в связи с эпидемиологической обстановкой.
Что нарушил Устюгов на этот раз? CAS обвиняет его в употреблении неустановленных запрещенных препаратов на основании его биологического паспорта. То есть речь идет о деле, которые уже было закрыто. Биологический паспорт представляет собой индивидуальную электронную запись, в которой фиксируются параметры (иначе говоря, биологические маркеры) спортсмена, по мере изменений которых позднее можно отследить, нарушал он антидопинговые правила или нет. В показателях Устюгова были обнаружены такие аномалии с гемоглобином.
Устюгов обратился к экспертам для проведения генетического исследования и доказал наличие у него и его родственников крайне редких мутаций, определяющих повышенный уровень гемоглобина в организме. «Я всю жизнь жил и живу с высоким гемоглобином. Все об этом в IBU знали», — говорил биатлонист.
«Решение СAS ADD выглядит просто смехотворно и является простой копией заявления IBU о признании Устюгова виновным в отсутствие какого-либо юридического анализа и обоснования. Во-первых, IBU не мог заново возбудить уже закрытое в 2018 году дело в отсутствие каких-либо новых доказательств, это вопиющее нарушение общепризнанного принципа «рес юдиката». Во-вторых, CAS ADD вообще не обладает компетенцией по рассмотрению данного спора, поскольку Евгений никогда не соглашался с наличием компетенции у данного органа, созданного только после принятия новой конституции IBU в 2019 году, то есть через пять лет после завершения Евгением карьеры. Даже IBU первоначально согласился, что CAS ADD не может рассматривать дело Устюгова, однако потом изменил свое мнение и в нарушение правовых норм направил свое заявление в некомпетентный орган», — заявил адвокат Устюгова Алексей Панич в комментарии ТАСС.
Защита Устюгова настаивает на том, что арбитр CAS ADD проигнорировал доказательства невиновности спортсмена, отклонив от рассмотрения результаты дополнительных полногеномных исследований. Также не были приняты во внимание анализы биатлониста в период с 2015 по 2020 год, которые свидетельствуют о том, что у Устюгова даже после завершения карьеры повышен показатель гемоглобина в крови. Панич утверждает, что обвинения арбитра построены на выводе о том, что он продолжал принимать допинг по окончании спортивной карьеры.
«Это просто бред, учитывая что Устюгов закончил карьеру в апреле 2014 года и пробы 2017 года были взяты без предупреждения, показав отрицательный результат на допинг в лаборатории в Кельне. Кроме того, за всю карьеру Евгения его многочисленные пробы всегда были чистыми и ни разу не подтвердили использование им допинга», — добавил адвокат.
Кроме прочего, сторона Устюгова указывает на нецелесообразность использования показаний бывшего главы Московской лаборатории Григория Родченкова в качестве доказательств вины атлета, тогда как показания прямых свидетелей, знающих реальные факты, имеют вес в суде. По словам Панича, на слушании Родченков подтвердил, что никогда не был знаком с Устюговым и не знает, мог ли он применять допинг. Сам спортсмен также говорил о том, что никогда не встречался с Родченковым
«Данное решение говорит об отсутствии независимости CAS ADD, а также содержит множество нарушений правовых норм. Мы верим в невиновность Устюгова и будем обжаловать это несправедливое решение до конца», — заверил правозащитник Устюгова.
В свою очередь Устюгов ранее уже высказал предположение о том, что его допинговое дело могло быть спланированной акцией с целью уменьшить количество российских медалей, и заявлял о давлении со стороны IBU, представители которого якобы советовали ему перестать сопротивляться, поскольку все равно найдут повод для обвинений. Если жалобы Устюгова на решения IBU и CAS ADD будут отклонены, то сборная России сохранит 11-е место в медальном зачете Игр в Ванкувере, но лишится первенства в зачете Олимпиады-2014. В течение 21 дня Устюгов обжалует новый вердикт.