Родченков жив?
Бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, сбежавший в США четыре года назад и превратившийся в главного информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA) по всем российским делам, уже давно не показывал свое лицо на публике.
Беглый химик скрывается по программе защиты свидетелей, утверждает, что ему провели пластическую операцию, и теперь дает интервью по видеосвязи, только предварительно закрыв свое новое лицо очками и маской…
… а в последний раз добавил еще и объемную шляпу.
Спустя несколько лет таких интервью начали возникать сомнения в том, что представленное лицо действительно является Родченковым, тем более что оно давало интервью на английском языке, а проверить сходство по внешности не представлялось возможным. Впору уже было думать, что информатора WADA нет в живых.
Однако в августе 2020 года наконец вышло первое интервью с Родченковым на русском языке с момента его побега в США. Журналист «Медузы» (юрлицо Medusa Project SIA признано в России иностранным агентом и нежелательной организацией) Александра Владимирова утверждает, что у нее не возникло ни малейших сомнений в том, что она действительно общалась с экс-главой Московской антидопинговой лаборатории, несмотря на то что весь разговор проходил по аудио и даже шляпы с очками ей не показали.
«Родченков хотел дать интервью именно на русском языке. Ему было важно развеять миф о том, что с ним что-то случилось.
Это правда он. Голос, интонация, манера речи, чрезвычайная энергичность и та вовлеченность, с которой он про все это рассказывал, — такое подделать просто невозможно. И у меня есть масса других причин не сомневаться, что это он. Но я не могу говорить о них», — приводит слова Владимировой Sports.ru.
Также девушка уточнила, что информатор отказался отвечать на вопрос о количестве пластических операций или еще каких-либо изменениях внешности, поскольку это касается его безопасности. Да и сама она практически ничего не имеет права разглашать по поводу интервью — ни когда оно состоялось, ни как шел процесс переговоров.
Тем не менее стоит признать, что интервью действительно выглядит очень аутентично — иногда встречаются слова на английском, на котором Родченков теперь разговаривает каждый день, есть упоминания его любимого тренажерного зала в Москве и других деталей, которые добавляют деталей его образу и заставляют поверить в то, что это действительно тот самый человек.
Что же рассказал беглый химик?
Побег из России
По словам Родченкова, его ситуация начала стремительно ухудшаться, когда 9 ноября 2015 года вышел доклад Ричарда Паунда о массовом приеме допинга в российской легкой атлетике.
Как утверждал сам информатор, в его обязанности якобы входило скрывать «грязные» допинг-пробы, подменять их «чистыми», вводить неправильные данные в электронную базу данных (LIMS), где хранились результаты анализов, и таким образом маскировать факт существования государственной поддержки допинга.
Доклад Паунда произвел эффект разорвавшейся бомбы, Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) временно исключили из международной (она до сих пор не восстановилась), а над Родченковым сгустились тучи.
«На следующий день у нас была встреча у Мутко, и он смотрел на меня уже как на отработанный материал. Он сказал: «Подаешь в отставку». Так что я resigned (уволился), покидал мои книги, ценные вещи в сумку и поехал домой.
Приезжаю на следующий день, ребята мне говорят: «Тут Мутко дал команду — не давать тебе ничего вывозить».
Я думаю: «Ни фига себе». Потом мне прислали охранника. Но я знаю — сегодня он охранник, завтра он тебя прикончит», — рассказал Родченков.
После этого паранойя химика начала усиливаться, он перестал включать телефон и держал связь с людьми через свою супругу, однако это не облегчило ситуацию. Его начали беспокоить звонки знакомых его жене, которые беспокоились, почему он не берет трубку сам и не случилось ли с ним чего-то.
«Я думал: «Какого фига они так вдруг стали волноваться, что со мной что-то случилось. Со мной что-то должно случиться?»
И тут один человек дал мне ту же самую информацию, которую, скорее всего, сейчас дали Юрию Ганусу, — что с тобой может что-то случиться. Он сказал: «Ты не можешь заходить в сауну один, не можешь в бассейне плавать один. Один на улицу ночью не выходи — и вообще сиди дома». И все, у меня снесло крышу», — признался Родченков.
Именно после этого он организовал себе полет в Лос-Анджелес и больше не вернулся в Россию. Подробно все эти события химик изложил в своей недавно вышедшей книге.
Стоит обратить отдельное внимание на упоминание в интервью главы Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрия Гануса. Он вправду в середине июля разместил в Twitter странные сообщения о том, что не собирается заканчивать жизнь самоубийством и любые посмертные записки просит считать полученными против его воли.
Это произошло после того, как его организацию обвинили в коррупции, и над ним нависла угроза увольнения, причем этот вариант развития событий активно поддерживает Олимпийский комитет России (ОКР). Ганус, очевидно, считает, что причиной всего этого является его активная борьба с допингом в России и призывы признать совершенные в прошлом махинации.
Судя по интервью, Родченков в курсе всей этой истории и до сих пор очень внимательно следит за всем, что происходит в стране.
«Вот что сейчас делает Ганус: проверил сердце — все нормально, проверил кровь — там нет отравления тяжелыми металлами. Он идет точно по пути Никиты Камаева (бывший исполнительный директор РУСАДА, который неожиданно скончался от сердечного приступа 14 февраля 2016 года — вскоре после побега Родченкова. — «Газета.Ru»).
Мне, конечно, нужно было тоже бошку отрубить, но я ускользнул. А у Гануса нет возможности, как у меня, показать американскую визу и сесть на самолет. Вы представляете, в каком ужасе сейчас человек? Его загонят в Кащенко», — считает Родченков.
Смерть Камаева
«Я знаю, как, почему и кто. Почему не называю этих заказчиков сейчас? Мои юристы мне запрещают по одной простой причине — мы должны пройти суд с Михаилом Прохоровым, который обвиняет меня в клевете. А потом, когда я назову эти фамилии, это будет второй суд в Нью-Йорке с обвинением в клевете. Так что у нас сейчас все по порядку», — пояснил Родченков.
Суд с биатлонистками и поддельные подписи
В данный момент действительно идут разбирательства между информатором WADA и тремя бывшими биатлонистками Ольгой Зайцевой, Ольгой Вилухиной и Яной Романовой, которых Родченков обвинил в допинговых махинациях на Играх в Сочи. Из-за этого Зайцева и Романова потеряли серебро в эстафете, а Вилухина — еще и второе место в спринте.
Предприниматель Прохоров, являвшийся во время тех Игр президентом Союза биатлонистов России (СБР), решил поддержать финансово иск спортсменок против Родченкова, — поэтому информатор и называет это «судом с Прохоровым». Все доказательства сторон уже представлены, а решение по делу должен принять Спортивный арбитражный суд (CAS), но сроки оглашения еще неизвестны.
Кстати, в ходе суда одним из главных аргументов стороны биатлонисток был тот факт, что подписи Родченкова на его показаниях по делу эксперты признали поддельными. Новый почерк сравнивался с образцами того, что химик оставил на бумагах в Москве. Родченков объяснил это расхождение следующим образом:
«Когда я был директором антидопинговой лаборатории, у меня была ручка Montblanc с золотым пером — и у меня была одна подпись. Когда я в Америке ставлю свою подпись раз или два в месяц на показаниях, эта подпись — шариковой или гелевой ручкой — совершенно другая. Но все подписи — мои. Более того, все, что исходит от моего адвоката, это все — мое».
В России нет «чистых» спортсменов
По мнению Родченкова, все отечественные атлеты должны понести коллективное наказание за то, что строят карьеру в рамках государственной системы допинга.
«Исинбаева кричит, что она «чистая». Какая же ты еще, когда тебя охраняли со всех сторон? «Девочка, ты знаешь, что у тебя через два месяца контроль? Ты там скажи, что нужно — либо мы заменим, либо ты уже будешь сама чистая».
Все российские спортсмены формально «чистые» по определению. Потому что совершенно коррумпирована система отбора проб — хочешь сдавай, хочешь не сдавай, хочешь сдавай замороженную, хочешь сдавай размороженную, хочешь за тебя сдадут другие», — считает Родченков.
Почему сам был частью допинг-системы
«У меня не было выбора! — утверждает химик. — Представьте, что перед сочинской Олимпиадой я уезжаю и начинаю рассказывать, как Игры готовятся. Сразу же у лаборатории навсегда отнимают аккредитацию, и сотрудники, которые у меня получали $5 тыс. в месяц, остаются без зарплаты. То есть, уехав и показав, какой я высокоморальный, я бы подорвал жизнь 57 людей, которые у меня в штате. Как они бы выплачивали кредиты?»
По словам Родченкова, своим участием в якобы существовавшей допинг-схеме он совершал практически благородное дело. Точно такими же мотивами он теперь объясняет свое решение уехать на Запад и стать информатором:
«Почему решился обо всем рассказать? Внутренние метания у меня были всегда. Когда в последний день в Сочи я менял пробы этой противной рожи — Зубкова — и другого читера Легкова, я знал, что рано или поздно об этом расскажу.
Но на самом деле поворотным моментом для меня было то, что Нагорных сказал подменить пробу украинке, сделать ее «грязной». Это меня прям выбесило: «Ну как же так, вы чего? Я под расстрелы не подписывался и в пытках не участвую».
Легков, кстати, уже отреагировал на упоминание своего имени в интервью.
«Про Родченкова я уже тысячу раз говорил. Вы думаете, что после его очередных странных обвинений, я как-то поменял свое мнение? Все его слова в отношении меня — клевета», — приводит слова лыжника «СЭ».
О предательстве России
Родченков считает, что своими разоблачениями делает для страны благое дело, и не оставляет надежд вернуться сюда «на белом коне»:
«Кто называет меня предателем, те сами первые предатели. Опустили Россию ниже плинтуса, патриотничают — и на меня еще показывают пальцем. Я вернусь еще на белом коне. И будет большой суд. Нюрнберг впереди, знаете. В России все перевернуто с ног на голову. И тем, что они меня называют предателем, я истинно горжусь».
***
Судя по интервью Родченкова, он действительно считает себя благородным человеком, который сначала спасал сотрудников антидопинговой лаборатории от увольнения, подделывая пробы в Сочи и в Москве, а теперь спасает всю Россию от допинга. Безграничное доверие к себе со стороны WADA и Международного олимпийского комитета (МОК) химик объясняет тем, что все его данные всегда подтверждались.
Однако на родине его слова подтверждений не находят. Известный комментатор Дмитрий Губерниев даже высмеял Родченкова за публикацию новых откровений в его автобиографии.
«Мне хочется напеть строчку замечательной песни: «Фантазер, ты меня называла». Родченков и его хозяева уже пишут какую-то антиутопию. Ему не позавидуешь, ведь придется писать и второй том. Тут явно потребуется консультация Джоан Роулинг. Но второй том уже должен быть написан в стиле фэнтези. Читая все его высказывания, я понимаю, что страной, видимо, руководили не Леонид Брежнев, Михаил Горбачев и Борис Ельцин… Страной все это время руководил Родченков», — цитирует комментатора «Чемпионат».