Не ракета, а сверхновая звезда
Александра Трусова проводит это лето активнее любой другой звезды российского фигурного катания. Множество ярких фотографий в Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), показывающих, как спортсменка отдыхает в свободное от тренировок время…
… два новых рекламных контракта…
… и, конечно, тренировки — сначала на сборах в Кисловодске, а затем и на катке академии Евгения Плющенко в Москве, где Русскую Ракету уже успели сфотографировать с Гном Гномычем — возможно, самым известным ребенком России, который даже тренируется в форме с тремя нашивками спонсоров.
Можно смело констатировать, что после ухода от Этери Тутберидзе квадистка окончательно превратилась в хорошо раскрученный самостоятельный бренд — со своей драмой в карьере, сложным решением, болезненным разрывом, интригой на будущее — сможет ли она стабильно исполнять все свои четверные и не оставит никому шансов или оглушительно провалится с новым тренерским штабом и бросит большую тень на репутацию Плющенко-наставника?
Как вишенка на торте, в начале августа на «Матч ТВ» вышел посвященный Трусовой документальный фильм «В четыре оборота». В нем обещали раскрыть подробности о громком уходе Трусовой из «Хрустального». Что же мы узнали?
Почему ушла от Тутберидзе: две причины
Александра назвала две причины расставания с Тутберидзе. Первая заключается в том, что предыдущий тренерский штаб в сезоне-2019/20 так и не смог наладить ей стабильность многооборотных прыжков.
И если на этапах Гран-при, где она не пересекалась с Аленой Косторной и Анной Щербаковой, это было не так критично (Русская Ракета все равно побеждала), то на главных стартах сезона — чемпионате России, Европы и в финале Гран-при — проблема уже встала во весь рост.
Трусова без шансов проиграла соперницам, которые владеют элементами ультра-си (Щербакова — четверным лутцом и флипом, а Косторная — тройным акселем), поскольку они обладали, во-первых, куда большей стабильностью, а во-вторых, серьезным преимуществом в оценке за компоненты — скольжение, выразительность, музыкальность.
Компоненты всегда были ахиллесовой пятой Трусовой, и она осознанно жертвовала ими, чтобы делать больше упора на технику, но потеря стабильности на ее фирменных четверных прыжках в такой важный момент — первый взрослый сезон — стала главным разочарованием для Русской Ракеты.
И, что немаловажно, по ходу сезона картина не улучшалась и даже становилась хуже.
1) На этапе Гран-при в Канаде Трусова упала с одного прыжка — четверного сальхова в произвольной программе, — но исполнила еще три квада без ошибок — лутц и два тулупа (оба в каскаде).
2) На этапе Гран-при в России Трусова упала два раза — на четверном сальхове и на каскаде тройной лутц + тройной риттбергер, — но снова сделала чисто три четверных — лутц и два тулупа.
3) В финале Гран-при Трусова упала дважды — с тройного акселя в короткой программе и четверного тулупа в произвольной, — а также допустила «бабочку» на четверном сальхове, скрутив всего два оборота. И ей снова удались чисто три четверных — флип, лутц и тулуп.
4) На чемпионате России фигуристка тоже упала два раза — на четверном флипе и лутце — и сделала «бабочку» на тулупе. Из четверных в тот день ей удался только тулуп в каскаде.
5) На чемпионате Европы Русская Ракета упала дважды — с четверного лутца и тулупа, исполнив чисто только один квад — тулуп в каскаде.
Количество грубых ошибок к концу сезона увеличилось до трех, а количество чистых четверных сократилось до одного.
Это следствие того, что тренеры стали уменьшать число квадов в программах Трусовой, думая, что это добавит стабильности, но план на сработал. Падений и «бабочек» меньше не становилось, а из-за упрощения программы финальная сумма баллов выглядела все менее солидной. В итоге спортсменка перестала верить в то, что Тутберидзе может справиться с ситуацией.
«Почему-то же я не могла откатать чисто. Так что мы решили, что надо попробовать потренироваться у Евгения Викторовича. Он сам выступал с четверными прыжками, и, может быть, он знает, что нужно сделать, чтобы чисто кататься — каждый раз, стабильно, — обосновала Трусова первую причину своего ухода. — В прошлом сезоне меня больше не третье место расстраивало, а то, что я ни разу не сделала чисто свою программу».
Вторая причина расставания с Тутберидзе — тренерский штаб отказывался принимать взгляд Трусовой на ее программы: фигуристка требовала максимальной сложности в произвольной — пять квадов и тройной аксель.
На последнем турнире в качестве фигуристки «Хрустального» — чемпионате Европы — Русская Ракета прямо заявила через прессу, что чувствует себя увереннее с очень сложным контентом, поскольку в таком случае цена одной ошибки становится меньше.
Да и вообще вся Трусова — это про риск и невозможное. Будучи вынужденной отказываться от исполнения некоторых четверных и тройного акселя, спортсменка явно чувствовала себя не в своей тарелке.
Такой «трусливый» способ решения проблемы нестабильности ее не устраивал. Она хотела решать все через постоянную практику — пусть даже рискуя упасть на соревнованиях, — но не избегать трудностей.
«В финале Гран-при я настояла на том, чтобы в программах были и тройной аксель, и пять четверных. Не все получилось, и перед чемпионатом России у меня убрали один четверной в произвольной и триксель в короткой. Я сначала была против, но в день выступления согласилась — решила, что, поскольку это отборочный турнир на чемпионат Европы и мира, то нужно сначала отобраться, а потом опять все вставлять.
Но затем — на чемпионате Европы — тренеры опять настояли, чтобы я выступала без трикселя и только с тремя четверными. Но у меня все равно не получилось.
Я всегда хотела прыгать, а меня останавливали. И это не первый год. Я всегда хотела, чтобы было больше»,
— призналась Трусова.
На фоне этого показателен и рассказ Русской Ракеты о том, как она начала прыгать четверные в группе Тутберидзе. Как оказалось, инициатива принадлежала не тренеру, а самой спортсменке, причем изначально она получила отказ.
«Я попросила Этери Георгиевну начать изучать четверные, это была моя инициатива. Сначала она сказала «Нет». Потом: «Посмотрим».
Еще через какое-то время: «Давай попробуем тройной аксель». Но он у меня не получался, и мы решили приступить к четверному».
Как Плющенко собирается решать проблемы Трусовой
Двукратный олимпийский чемпион подробно рассказал в фильме, в чем, по его мнению, заключается главная проблема Русской Ракеты.
«Техника у Саши совершенно не «мишинская» (имеется в виду, не такая, какую ставит многолетний тренер Плющенко — Алексей Мишин, который является автором учебников по технике фигурного катания и признанным профессором в этой сфере). У Саши техника широкая, больше силовая.
Мы же хотим сделать все прыжки именно техничными, чтобы спортсмен вообще не думал, как бы силой прыгнуть, а быстро вкручивался. Не нужно искать удобство для толчка, — надо заходить в прыжок, не думая, и работать только техникой», — пояснил Плющенко.
Кратко посыл чемпиона выглядит так: чтобы Русская Ракета тратила меньше энергии на исполнение четверных и, соответственно, имела больше шансов на их постоянное успешное приземление, необходимо перестроить технику.
Пока Александра еще физически мала, она сможет выбрасывать свое тело на большое количество оборотов лишь за счет рывка, как делала всю предыдущую карьеру. Однако по мере роста, а также износа организма, который в спорте происходит очень быстро, ей все равно понадобится осваивать другой способ прыжков — не за счет силы, а за счет сложной техники, позволяющей мгновенно входить в крутку.
«У Трусовой сейчас идет прыжок в затяг, а потом подтягиваются руки. Без всяких задержек нужно — сразу поворачиваться, сразу накручиваться и держать плотную группировку», — заявил Плющенко.
Но такая кардинальная перестройка может потребовать очень много времени. Опытнейший Брайан Орсер больше года менял технику Евгении Медведевой. Сможет ли Трусова вытерпеть еще год без крупных побед, пока будет привыкать к другой манере исполнения четверных? Или ей удастся максимально быстро освоить уроки Плющенко и уже осенью исполнить все чисто?
Двукратный олимпийский чемпион верит в свою ученицу: «Сашка — действительно работяга, труженица. Она хочет делать пять четверных прыжков в одной программе и обязательно — аксель в три с половиной оборота.
Я смотрю на детей и вижу страх, когда говоришь им: «Давай попробуем четверной или три с половиной». Но Саша не боится. Она как бультерьер — идет в атаку. Это потрясающее качество».
Сама Трусова тоже выглядит пока спокойно:
«К Этери Георгиевне у меня осталось полное уважение, ничего к ней не поменялось. Я просто решаю, что надо пробовать разное. Вот и все».
Удастся ли этому тандему в кратчайшие сроки решить проблему нестабильности, узнаем совсем скоро — 12-13 сентября в «Мегаспорте» пройдут контрольные прокаты сборной России, на которых Трусова покажет новые программы и набор прыжков. Плющенко, кстати, в июне говорил, что она уже выучила последний недостающий четверной — риттбергер.