20 июля будет три месяца, как не стало Иннокентия Самохвалова — защитника молодежной команды московского «Локомотива», который скончался в 22 года от сердечной недостаточности, выйдя на обыкновенную пробежку возле дома.
Его смерть произошла прямо на глазах у супруги Анны. Вдова подробно описала трагический момент в интервью Youtube-каналу «Красава», который ведет бывший футболист Евгений Савин:
«Я вышла на рынок. Мы договорились встретиться у дома.
Я уже подходила, видела его, он бежал. Я голову вниз опустила, а когда подняла, то он уже лежал на траве. Метров 200 не хватило. Я тут же побежала с сыном Темой к нему, перевернула — не было пульса и дыхания. Я начала вызывать скорую. Никто не брал трубку».
В итоге женщина начала самостоятельно делать мужу массаж сердца, а в больницу его довез случайный таксист, предложивший помощь. Врачи пытались применять дефибрилляторы, но, по словам Анны, «почему-то импульса не было». Когда прибыли другие медики с более современным оборудованием, им ничего не оставалось, кроме как констатировать смерть.
Согласно медицинским отчетам, которые получил Савин от матери скончавшегося футболиста, еще в 2016 году у него выявили политопные желудочковые экстрасистолы — внеочередные преждевременные сокращения сердца, которые являются наиболее частым видом аритмии.
Можно предположить, что с такими проблемами довольно опасно играть на профессиональном уровне в футбол, где часто требуются резкие ускорения (пульс взлетает) и при этом необходима серьезная выносливость, чтобы бегать на протяжении 90 минут и выдерживать большие нагрузки — в том числе и на сердце.
В итоге врачи назначили Самохвалову антиаритмики. С 2017 по 2019 год он играл, принимая эти таблетки, однако затем прекратил прием.
В январе 2020 года футболист прошел очередное обследование, которое показало, что количество экстрасистол увеличились со 113 до 1344 — в десять раз! — и это учитывая, что он в тот момент не испытывал серьезных нагрузок. Как же чувствовало себя его сердце во время тренировок и матчей?
От Самохвалова отказывались другие клубы — в частности, его не принял «Тамбов» именно по состоянию здоровья. Однако в «Локомотиве» он продолжал играть. Медицинская служба «железнодорожников» проводила углубленное обследование дважды в год и не находила противопоказаний к «регулярной тренировочной и соревновательной деятельности».
Глава медицинского отдела красно-зеленых Эдуард Безуглов заверил, что футболист без проблем получил допуск к занятиям зимой при том, что «отдел по исследованиям сердца возглавляет известный профессор, репутация которого сомнению не подлежит», а просмотры в других клубах Самохвалов не мог пройти по другим причинам, не связанным с его учащенным пульсом.
«У него был несколько лет назад эпизод, когда он не прошел углубленное медобследование сразу и было назначено дообследование, какое-то лечение. Когда он получил допуск, то спокойно играл.
«Каждый такой случай (смерти на тренировке. — «Газета.Ru») очень подробно рассматривается. Проводится вскрытие, патологоанатомы дают свое заключение. Поверьте, если было бы какое-то чье-то упущение, уже давно бы было заведено уголовное дело»,
— подытожил Безуглов.
Мать умершего Татьяна Терехова также подтвердила, что врачи не предупреждали ее сына о риске смерти, и призналась, что испытывает теперь чувство вины, поскольку считает, что могла вникнуть в ситуацию глубже и запросить мнение независимых экспертов.
«Мне было тревожно. Я говорила сыну, что надо пересмотреть взгляды на жизнь, ведь на футболе все не заканчивается. Но он все это время получал допуски — иногда не сразу, но получал. Он мне их показывал и говорил, что все под контролем. Я как-то расслаблялась», — вспоминала женщина.
Также Терехова поведала о серьезной материальной проблеме, которая возникла у вдовы и двухлетнего сына футболиста. Как оказалось, семья снимала квартиру, но после смерти Самохвалова платить за аренду стало затруднительно.
Его вдову устроили на работу в «Локомотив» на зарплату в 50 тысяч рублей, однако этой суммы не хватало, чтобы обеспечить нормальную жизнь и аренду квартиры, поэтому ей активно помогали родители покойного мужа.
Кроме того, страховая компания отказалась выплачивать 800 тысяч рублей, поскольку смерть произошла не во время тренировки или матча, а на карантине, и была признана не страховым случаем.
При этом Терехова отметила, что клуб выплатил семье сумму, полагавшуюся Самохвалову до конца контракта, — около 2,5 млн рублей, — однако они рассчитывали на «более существенную помощь в данной ситуации».
«После смерти сына я звонила в клуб и попросила рассмотреть вопрос о покупке квартиры для его семьи. Они остались без единственного кормильца и снимают квартиру. Кикнадзе сказал, что на данный момент у клуба нет такой возможности.
Жену Кеши взяли в клуб, но на зарплату в 50 тысяч рублей, из которых 45 тысяч она платит за аренду квартиры», — рассказала женщина.
Беседовавший с Тереховой блогер Савин решил организовать сбор средств на покупку квартиры для вдовы. Эту инициативу поддержал и тренер академии «Локомотива» Игорь Дрыков, разместивший трогательное обращение в своем Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и призвавший игроков основной команды выделить 3-5% от своей зарплаты.
«Я думаю, многие просто не смогут пройти мимо этой истории. Кеша был одним из тех защитников, которых мало в нашей стране. Он занимался своим делом, не пытался выпендриваться и выводить всех один на один. Не бил вперед наобум. И не пихал, как дед, а только поддерживал. Обладал мегатехникой, входил между линий, отдавал ближнему после отбора и по-хорошему должен был играть в основе «Локо» уже давно.
Но уберем футбол в сторону. Кеша в первую очередь был человеком, которых мало в современном мире. От него всегда шло добро и позитив.
Сейчас я предлагаю не разбираться, кто прав, а кто виноват. Ситуация уже случилась. Я предлагаю просто отплатить Кеше и его семье тем же добром, которое он дарил нам. Гарантирую, вам вернется этот бумеранг»,
— написал Дрыков.
Также тренер предположил, что такая акция поможет смыть «темное пятно» с репутации «Локомотива».
Спустя всего сутки после начала сборов Савин объявил, что сумма достигла 10 млн рублей:
«Спасибо вам! За один день мы собрали 10 млн, и Тема с мамой переедет в свою квартиру. В очередной раз мы доказали, что мы — одна большая футбольная семья».
Поблагодарила людей и Анна Самохвалова.
«Для меня Кеша — это целый мир и даже больше!!! Кеша — человек с огромным сердцем!!! Он верил и делал все, чтобы я как можно дольше жила!
Да, у меня имеется инвалидность. Инвалидность с детства. Сейчас каждый прожитый мой день — это день, проведенный вместе с сыном, и я благодарю Бога за такую возможность! Я благодарю Евгения Савина, что он появился в нашей жизни и помог, очень помог! Я благодарю всех вас! Спасибо вам!!!» — написала Анна.
На произошедшее отреагировал в Twitter бывший футболист и известный спортивный комментатор Константин Генич:
«Жека, просто браво! Наверное, все, кто переживают за «Локомотив», от стыда сгорают от поведения клуба».
А вот Василий Уткин был более сдержан.
«Клуб совсем не обязан и, скорее всего, не может. Завод же не купит квартиру семье умершего рабочего… Но люди — могут. Это природа благотворительности и ее, если угодно, ниша.
Там и помогают, где система избыточно неповоротлива, холодна (на самом деле она такой и должна быть, чтобы функционировать). Это мы можем помочь друг другу. КраСава опять «сделал это» (с)», — написал Уткин в своем Telegram-канале.