Российской легкой атлетике приходит конец. Света в конце тоннеля не видно, и, похоже, его не будет вообще.
Не выплатив к 1 июля обязательные $5 млн штрафа, Всероссийская федерация легкой атлетики окончательно разочаровала коллег из Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics). Учитывая тот факт, что указанная сумма была лишь половиной от всего штрафа — $10 млн, — самое лучшее, на то могла бы рассчитывать Россия, это активация санкций в полном размере. Простыми словами — перевод остальных $5 млн из условного статуса в полноценный. Но теперь ВФЛА ждет куда более серьезное наказание.
29-30 июля совет World Athletics проведет заседание, на котором будет поставлен вопрос о полном исключении российского ведомства из своего состава (сейчас ВФЛА является членом WA, хоть и не имеет статуса соответствия кодексу). Данная процедура уже начинается.
Спасением для федерации стала бы выплата штрафа хотя бы сейчас, но президент организации Евгений Юрченко ясно дал понять, что необходимых средств нет и в ближайшем будущем не предвидится. Чиновник даже обратился с соответствующим письмом к руководству World Athletics, объяснив, что экономическая ситуация и без того была неутешительной, а вызванный пандемией коронавируса кризис усугубил ее окончательно.
WA во главе с Себастьяном Коу это письмо приняла, но корректировать сроки выплаты штрафа и идти навстречу российским легкоатлетам по выдаче нейтрального статуса (без которого участие россиян в международных соревнованиях невозможно) ассоциация отказалась.
«Я могу подтвердить, что World Athletics на прошлой неделе ответила на письмо ВФЛА, но я не могу дать больше информации об этом», — приводит агентство «Весь спорт» сообщение Николь Джеффри, главы отдела коммуникаций международного ведомства.
Теперь российской легкой атлетике остается ждать лишь 29 января 2021 года — именно в этот день состоится заседание конгресса World Athletics, после которого ВФЛА полностью покинет состав международного ведомства.
На фоне этого очень интересно наблюдать за поведением российских спортивных чиновников. И глава ВФЛА Юрченко, и министр спорта Олег Матыцин после того, как Себастьян Коу отказался идти им навстречу, вернулись к уже привычной схеме использования для своей защиты самих спортсменов, которые представляются в качестве невинных и несправедливо пострадавших. В этом своя правда есть — действительно, почему ответственность за ошибки других людей должны нести атлеты, которые даже близко никогда не имели ничего общего с допинговой историей?
«Президент World Athletics лорд Коу сейчас является кандидатом в члены Международного олимпийского комитета. И его решение по российским атлетам — демонстрация полной деформации олимпийского сознания. Это абсолютное убийство философии барона Пьера де Кубертена», — цитирует «Российская газета» Матыцина, который к тому же упрекнул WA в наживе на бедах российской легкой атлетики.
Все эти слова действительно правильные по своей сути. Но проблема заключается в том, что решать задачу по спасению отечественного спорта (в данном случае — легкой атлетики) предназначено именно Юрченко, заместителю Матыцина Одесу Байсултанову и еще восьми представителям специальной рабочей группы, а пострадавшим легкоатлетам все равно приходится обращаться за помощью к президенту страны Владимиру Путину.
Да и давление на World Athletics никакой пользы уж точно не принесет. Методы международной ассоциации могут казаться чрезмерно жесткими и несправедливыми, но не безосновательными. Бороться с этим бесполезно, пока у ВФЛА нет никаких рычагов противодействия.
«Мы хотим «нагнуть» World Athletics? Это невозможно! Они жестче, чем WADA. Да и WADA тоже «нагнуть» невозможно. Они имеют принципиальную позицию. Если у кого-то есть иллюзия, что WADA и World Athletics уйдут назад под давлением, то пусть об этом забудет. Они принципиально пойдут до конца. Надо решать вопросы по-другому, нельзя их просто прятать. Когда мы ситуацию доводим до края, мы ставим под угрозу национальные интересы», — отметил глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус.
Но как ВФЛА будет решать эти вопросы, когда внутри федерации происходит хаос, непонятно.
30 июня, накануне истечения дедлайна по выплате $5 млн штрафа, президиум ВФЛА большинством голосов принял решение лишить Эдуарда Безуглова должности вице-президента организации, на которую он заступил только в марте. Сам Безуглов в составе руководства остался — в качестве главы антидопингового комитета федерации.
Юрченко в качестве аргументации о необходимости данных изменений привел тот факт, что Безуглов «достиг критической массы этических нарушений». Каких именно — осталось секретом. Видимо, главе ВФЛА и остальным членам президиума пришлось не по душе, что именно глава антидопингового комитета первым публично рассказал о надвигающихся проблемах из-за отсутствия денег.
Это отмечала и одна из лучших легкоатлеток планеты, трехкратная чемпионка мира в прыжках в высоту Мария Ласицкене, которая в одном из интервью заявила, что «у Юрченко всегда кто-то виноват, и он просто задвигает неудобных ему людей».
На этом конфликт, к слову, не завершился. Эдуард Безуглов решил пойти дальше, обратившись в суд с двумя исками — о незаконном лишении должности и о защите чести и достоинства.
«В пресс-релизе ВФЛА и в комментариях президента федерации Евгения Юрченко звучит, что я был лишен должности за «многочисленные нарушения этики». Я считаю, что это утверждение не соответствует действительности. Более того, оно наносит ущерб моей репутации. Я принял решение совместно с юристами обратиться в суд с двумя исками — о незаконном лишении должности и о защите чести и достоинства», — приводит слова Безуглова РИА «Новости».
В итоге Юрченко не выдержал конфликта ни внутри своей федерации, ни с World Athletics и сложил с себя все полномочия, объявив об отставке по собственному желанию и тем самым запустив процесс перевыборов руководства ВФЛА.
«Благодарю всех неравнодушных к судьбе российской легкой атлетики специалистов, с которыми мне довелось работать в этот недолгий, но очень сложный период. Особо хотел бы отметить работу членов президиума и комиссии спортсменов федерации, которым пришлось столкнуться с очень серьезными трудностями затянувшегося кризиса. Надеюсь, что вновь избранный глава ВФЛА сможет продвинуться дальше в разрешении практически пятилетних трудностей во взаимоотношениях с World Athletics, а также обеспечит привлечение достаточного финансирования для развития федерации», — заявил Юрченко.
Обидно, что за всем этим приходится наблюдать несправедливо пострадавшим спортсменам. А делать-то им больше и нечего. Спасти карьеру можно разве что сменой гражданства, но кому-то и переезд в другую страну уже не поможет, ведь годы берут свое, а так называемый карантин при смене спортивного гражданства никто не отменял.