«Молчание — соучастие»: почему пилоты «Ф-1» не встали на колено

Квят и еще пятеро гонщиков «Ф-1» отказались вставать на колено

Reuters
Перед стартом Гран-при Австрии шестеро гонщиков отказались вставать на одно колено в знак солидарности с бушующими антирасистскими движениями по всему миру. В их числе был российский пилот «Альфа Таури» Даниил Квят. Лидер «Мерседеса» Льюис Хэмилтон в свою очередь предостерег коллег, заявив, что «молчание — это соучастие». «Газета.Ru» — о конфликте интересов и вмешательстве политики в первую гонку сезона «Формулы-1».

«Формула-1» вернулась после длительной паузы, связанной с эпидемией. Однако если на момент приостановки соревнований четыре месяца назад проблема была одна — коронавирус, то к возобновлению гонок появились новые события, на которые мир автоспорта не мог не среагировать. На брифинге перед Гран-при в австрийском Шпильберге Ассоциация водителей Гран-при (GPDA) обсудила, как будет выражать мнение относительно массовых протестов и антирасистских движений, набирающих популярность в связи с последними обстоятельствами.

GPDA дала понять, что все 20 гонщиков, состоящие в организации, едины во мнении по поводу антирасистских идей, которую продвигает современный спорт. Однако уточнялось, что не все пилоты «Формулы-1» с большой долей вероятности встанут на колено перед воскресной гонкой. Участниками, как сообщили организаторы, давалась «свобода выбора способа поддержки». Большинство предпочло встать на колено, тем самым повторить знаменитый жест Колина Каперника, который сейчас используют большинство протестующих и выражающих им солидарность людей. Ранее это также продемонстрировали в матчах Английской премьер-лиги (АПЛ) и Бундеслиги, когда футболисты выказывали поддержку движению Black Lives Matter.

Директор GPDA Ромен Грожан объяснил, что не все пилоты согласны во мнении относительно значения, которое вкладывает в себя этот жест. После этого в прессе выступили и сами гонщики, попытавшись обосновать отказ вставать на колено. Первым был Шарль Леклер из «Феррари», отказавшийся идти за большинством.

«Все вместе мы едины со своими командами в борьбе против расизма и предрассудков и поддержке принципов этнокультурных различий, равенства и инклюзивности, поддерживая меры «Формулы-1» и ФИА.

Верю, что значение имеют факты и наше поведение в повседневной жизни, а не формальные жесты, которые могут посчитать противоречивыми в некоторых странах.

Я не буду вставать на колено, но это вовсе не значит, что я менее посвящен борьбе с расизмом, чем другие», — сказал он.

Организация BLM, изначально получившая мощную поддержку в спортивном сообществе, теперь воспринимается в нем не так однозначно. В частности, АПЛ в заявлении на официальном сайте дистанцировалась от движения после того, как в твиттере BLM появилось сообщение с призывом упразднить капитализм и полицию, а также с поддержкой Палестины в конфликте с Израилем. В то же время слоган «Black Lives Matter» используется на соревнованиях так же часто, как и раньше.

Следом Леклера поддержал пилот «Рено» Даниэль Риккардо. По его словам, никто из гонщиков не имеет ничего против BLM, но сам жест вызывает сомнения.

«В зависимости от национальности того или иного пилота, могут возникнуть вопросы относительно жеста в виде преклонения колена. Всем понятно, для чего мы это делаем: ради движения «Жизни черных важны». Здесь нет никакой политики или чего-то еще. Но есть разные нюансы в зависимости от национальности. Мы услышали мнения всех и приняли решение, что каждый будет делать то, что ему удобно.

Никто не будет осужден за отказ встать на колено», — приводит слова Риккардо Motorsport.

Нидерландский гонщик «Ред Булл» Макс Ферстаппен, отказавшийся вставать на колено, подчеркнул, что у каждого есть право на выражение своего мнения любым подходящим ему способом.

«Полностью поддерживаю равенство и борьбу с расизмом. Но считаю, что каждый имеет право выражать мнение тогда и таким способом, который ему подходит. Я не буду вставать на колено, но уважаю и поддерживаю личный выбор каждого гонщика», — написал Ферстаппен в Twitter.

В итоге на колено не встали шестеро гонщиков: Даниил Квят (Россия, «Альфа Таури»), Шарль Леклер (Монако, «Феррари»), Макс Ферстаппен (Нидерланды, «Ред Булл»), Карлос Сайнс (Испания, «Макларен»), Кими Райкконен (Финляндия, «Альфа Ромео»), Антонио Джовинацци (Италия, «Альфа Ромео»). Они ограничились футболками с надписью «End racism».

Кроме того, Кевин Магнуссен из «Хаас» посчитал нужным подчеркнуть, что, вставая на колено, он не выражал поддержку конкретно BLM.

«Я просто поддерживаю все движение, которое объединяет весь мир для того, чтобы положить конец расизму.

Я надеюсь, что часть, стоящая на коленях, не принадлежит к какой-либо конкретной группе или организации.

В этом жесте люди должны увидеть символ поддержки всего движения, которое существует для искоренения расизма и дискриминации», — объяснил датчанин.

Действующий чемпион мира и единственный топовый темнокожий автогонщик Льюис Хэмилтон в свою очередь заявил, что замалчивание расизма, по его мнению, является таким же преступлением против человечества. Однако он отметил, что все пилоты осознают существование этой проблемы в спорте, хоть и не солидарны в своих позициях.

«Я призвал тех, кто еще ничего не сказал, что-нибудь сказать. Сказал им, что молчание — это соучастие. В некоторых случаях молчание все еще сохраняется. Речь идет о том, чтобы помочь людям понять, потому что есть те, кто не совсем понимает происходящее и причины, которые стоят за протестами», — цитирует Хэмилтона Daily Mail.