3 июля мир поразила трагическая новость: ушел из жизни отец и тренер чемпиона UFC в легком весе Хабиба Нурмагомедова — Абдулманап. Ему было всего 57 лет. Причиной скоропостижной смерти наставника стали осложнения после заражения коронавирусом.
Первым печальные известия сообщил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который поддерживает близкие отношения с известной спортивной семьей.
«Грустные новости дошли до меня, друзья, о том, что этот мир покинул Абдулманап Нурмагомедов. Он ушел от нас, оставив после себя доброе имя и взрастив достойное поколение!
Дай Аллах терпения его родным и близким пережить боль утраты!» — написал политик в своем Telegram-канале.
Спортивный комментатор из Дагестана и близкий друг Нурмагомедовых Рамазан Рабаданов рассказал, что причиной смерти прославленного тренера стал инсульт на фоне коронавируса.
«У Абдулманапа было два инсульта — в сердце и в мозгу. Сердце смогли вылечить, а мозг — нет.
Он так и не вышел из комы. Слишком тяжелая была ситуация, уже было поздно. Врачи делали все, что могли. Даже пытались подключить президента, но слишком тяжелое положение было», — цитирует Рабаданова «Чемпионат».
По информации ТАСС, заслуженного тренера России похоронят в селе Кироваул в Дагестане.
«Братья поехали в аэропорт, сегодня должны привезти тело. Хоронить будут в родном селе, в Кировауле, если успеют сегодня, то сегодня хороним.
В село уже приехали родственники, все уже собрались, естественно, еще соберутся люди», — сообщил глава села Ильяс Хазиев.
Смерть Абдулманапа стала шоком для многих, поскольку в последнее время все чаще появлялась информация о том, что он идет на поправку.
Например, один из тренеров Хабиба — Хавьер Мендес — сообщал, что мужчина уже победил коронавирус.
«Три дня назад Хабиб написал, что состояние отца улучшается. Я также пообщался с нашим общим знакомым, и он заверил, что Абдулманап одолел COVID-19»,
— рассказывал Мендес.
Менеджер Хабиба Али Абдель-Азиз также сообщал об улучшении состояния Нурмагомедова-старшего.
«Он открыл глаза, начал немного отвечать — это хороший знак. У нас есть вера в то, что он пойдет на поправку. Сейчас наблюдается положительная динамика, — цитировал Абдель-Азиза ESPN.
Кроме того, по словам менеджера,
Абдулманап даже сумел поговорить с сыном и улыбнулся ему. Однако 3 июля все надежды на благополучный исход оказались перечеркнуты из-за второго инсульта.
Напомним, Нурмагомедов-старший находился под наблюдением врачей с апреля. На первых порах его поместили в дагестанскую клинику, — причем изначально мужчина отказывался от госпитализации, два дня переносил болезнь на ногах и лишь потом внял уговорам родственников.
Таков характер чемпиона: Абдулманап всегда вел очень активный образ жизни, ездил на все поединки с сыном (если не возникало проблем с визой, как бывало в США) и в момент заражения находился в горах Дагестана, не прекращая своей тренерской деятельности.
После госпитализации он поначалу отказывался сдавать тест на COVID-19 и продолжал выполнять некоторые физические упражнения, считая, что это укрепит его здоровье.
Также наставник периодически выходил на связь с широкой публикой — отвечал на некоторые звонки СМИ, уверяя, что чувствует себя «отлично» и у него «все хорошо», а 28 апреля опубликовал в Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) запись, посвященную врачам.
«Хочу поблагодарить и поздравить работников скорой помощи. Воины и спасители в белых халатах», — писал Абдулманап. Это был его последний пост.
В мае его перевезли спецрейсом в Москву — Хабиб организовал этот трансфер, опасаясь за здоровье отца, которому резко стало хуже. В столице мужчина все-таки сдал тест на COVID-19, — и он дал положительный результат. Выяснилось также, что у больного — пневмония и 75% поражения легких, его подключили к аппарату ИВЛ. Вскоре случился первый инсульт.
В середине мая Хабиб впервые публично высказался о ситуации в своей семье, сообщив, что у Абдулманапа появились проблемы с сердцем.
«Отец находится в больнице в очень тяжелом состоянии.
Коронавирус дал осложнение на сердце, потому что год назад мы делали там операцию. Теперь его прооперировали заново.
Так что у него тяжелое состояние, очень тяжелое. Просим Аллаха, чтобы он вернул его нам», — сказал боец в своем видеообращении в Instagram.
После этого Нурмагомедов-старший вроде бы пошел на поправку и сын навещал его каждый день, проводя в палате по полчаса и просто держа его за руку. Разговаривать было невозможно — мужчину поддерживали аппараты — однако Абдулманап отвечал жестами и показывал, что узнает Хабиба.
«Коронавирус позади, однако инфекция оставила последствия: почки, сердце. Нужно время: последствия очень тяжелые. Реабилитация будет длительной», — говорил Орел в эфире Первого канала.
А затем случился второй инсульт, который организм Нурмагомедова-старшего уже не перенес.
За свою жизнь Абдулманап воспитал множество спортсменов-победителей — в том числе 18 чемпионов мира по боевому самбо (рекорд России), среди которых и его сын. Он всегда контролировал подготовку Хабиба к боям и был для него непререкаемым моральным авторитетом. При этом мужчина следил не только за спортивным развитием сына, но и за его образованием.
«Мне очень повезло, что в любых начинаниях я находил пример отца, — признавался Орел. — Вне школы и тренировки он всегда находил для меня занятие. У нас был большой словарь Ожегова, и после тренировок я переписывал оттуда по десять страниц. Еще была книга «Страны и народы» — по три страницы на каждую страну, я пересказывал ее отцу».
***
Сейчас можно лишь выразить бойцу свои соболезнования. Нет сомнений, что следующую победу он посвятит отцу. Даже во время болезни Абдулманапа чемпион UFC не прекращал усердно заниматься:
«Я готовлюсь к защите титула против американца Джастина Гэтжи.
Тренируюсь каждый день, так как знаю, что отец хотел бы, чтобы я был в хорошей форме. Отцу точно не понравилось бы, что из-за него я пропускаю тренировки. В этом я уверен».