«Катались с переломами»: Тутберидзе обвинили в жестокости

Об уходе Медведевой и жестоких методах: откровения экс-ученицы Тутберидзе

Этери Тутберидзе РИА Новости
Российская фигуристка Полина Шубодерова, сменившая спортивное гражданство, поделилась подробностями о занятиях в группе Этери Тутберидзе. 16-летняя спортсменка рассказала об уходе Евгении Медведевой, пожаловалась на жестокие методы тренировок именитого тренера, а также призналась, что едва не завершила карьеру из-за Тутберидзе.

Этери Тутберидзе известна во всем мире как один из лучших тренеров по фигурному катанию среди женщин-одиночниц. Под руководством именитой специалистки выросли олимпийские чемпионки Юлия Липницкая и Алина Загитова, в ее группе юниорки делают все четверные прыжки кроме акселя, а количество талантливых фигуристок не знает границ. Однако с конкуренцией, методами тренировок и требованиями справляются далеко не все спортсменки, в связи с чем они вынуждены искать другое место для занятий. От Тутберидзе уходила даже Липницкая, вскоре завершившая карьеру, а одним из самых громких уходов из группы Этери Георгиевны отметилась двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева.

Не задалась карьера под крылом Тутбиредзе и у 16-летней Полины Шубодеровой. Фигуристка стала заниматься фигурным катанием в родной Перми, а в 2016 году переехала в Москву, записавшись на каток «Хрустальный» школы «Самбо-70». Среди учениц Этери Тутберидзе Полина в первое время считалась одной из самых талантливых и перспективных фигуристок, однако подверженность травмам и непростой характер помешали ей проявить себя в полном объеме.

Перед олимпийским сезоном-2017/18 Шубодерова приняла решение о смене тренера, едва не повесив коньки на гвоздь.

Перейдя в группу Виктории Буцаевой в школе «Москвич», Полина так и не выступила ни на одном соревновании, после чего ушла к Николаю Морозову. Как признавалась сама фигуристка, последние годы сильно изменили ее карьеру. В «Москвиче» она, например, едва не повесила коньки на гвоздь.

«С Буцаевой ней не очень получилось. Были проблемы со взаимопониманием, у меня было много травм. Причем все были нелепые. Один раз толкнули на раскатке, я упала, отключилась – сотрясение мозга. Через пару недель пришла – мальчик порезал ногу, задел мышцу, я опять попала в больницу, потом несколько месяцев эту ногу разрабатывала. Затем проблемы со связками, я не прыгала», — цитирует Шубодерову «Спорт-Экспресс».

Перед сезоном 2018/19 Полина вернулась в родную Пермь, где на местном катке, по ее словам, случайно встретила Николая Морозова. Тот ей предложил перейти к нему в группу, на что спортсменка согласилась.

Теперь Шубодерова регулярно тренируется за пределами России, особенно в США, а также работает над сменой гражданства.

За океаном на Полину вышли представители Федерации фигурного катания Израиля, которые предложили ей выступать за свою национальную сборную.

«Приехала в США – а там президент израильской федерации фигурного катания. У меня все такие встречи какие-то спонтанные. Конечно, не знала, что там тренируются израильские спортсмены. Он спрашивает: «Родственники есть? Нам нужна хорошая одиночница, давай, условия будут. Решайте». Мы задумались.

От меня особо ничего не зависело, решали в основном родители. Но в начале я не хотела, думала, я всегда буду за Россию»,

— отметила Шубодерова, подчеркнув, что у нее также есть предложение от другой страны, над которым она думает.

Особое внимание фигуристка уделила своей карьере у Тутберидзе. В частности, Полина отметила методы тренировок Этери Георгиевны, которые показались ей жесткими.

«Я приехала из Перми к тренеру Анне Царевой. Приехала к ней в 11 лет с двойными прыжками, при том, что сейчас все в таком возрасте прыгают все тройные, включая аксель. Откаталась у нее два года, все выучила и перешла потом к Этери Георгиевне. Анна Владимировна спокойно отнеслась к этому, с пониманием», — вспоминала Шубодерова, заявив, что Тутберидзе разглядела в ней талантливую фигуристку.

В итоге после первых месяцев работы Шубодерова выучила все тройные прыжки, кроме акселя, а также каскада с прыжками в три оборота. Такой прогресс она назвала результатом повышенной требовательности со стороны именитого тренера.

«Даже когда я в Америку приехала, все тренеры ко мне подходили, записывали – как она это делает, как ты так прыгала? Но я же не могла рассказать все, ну как так? Просто изо дня в день с утра до вечера ты делаешь одно и то же. Нет понятия «устал, не могу». Если ты устал или у тебя травма – ты все равно выходишь и делаешь. Даже если у тебя сломаны два пальца на ноге – просто выходишь и делаешь по сто раз в день одно и то же. По двести, если понадобится», — сказала Полина.

Говоря о травмах, фигуристка подчеркнула, что в одно время тренировалась с переломами пальцев на ноге. Однако о повреждении Тутберидзе она не говорила.

«О каких-то травмах в группе Этери Георгиевны говорят, если что-то серьезное, а вот эти мелкие – с ними просто тренируются. Хотя в Америке тебя бы уже давно в больницу отвезли и дали месяц отдыха», — добавила спортсменка.

Отметила Шубодерова и повышенные требования к внешнему виду фигуристок, которые занимаются в «Хрустальном».

«Взвешивание каждый день, ты не имеешь права его пропустить, как и тренировку. В одно и то же время, кроме своего выходного. Твой вес может отклоняться максимум на 200 граммов. И так на протяжении года, чтобы иметь стабильные прыжки. Все это вместе дает результат. Если бы так не следил – вряд ли бы замечал. А тут лишние 100 граммов даже на вращении сказываются.

Так никто нигде не следит. Даже за внешним видом. За одеждой, чтобы ты была накрашена. Многим тренерам важно, чтобы ты просто работал на льду, неважно, в чем ты придешь. Здесь важно все, каждая деталь. Не каждый может держать эту планку на протяжении двух – трех лет. Поэтому, наверное, люди и уходят», — заявила Полина.

Возвращаясь к строгости Этери Георгиевны, Шубодерова отметила непростой характер тренера. В частности, фигуристка выразила мнение, что ей не удалось найти общий язык с Тутберидзе, которая, по мнению Полины, в один момент потеряла интерес по отношению к ней.

«С каждым днем было тяжелее говорить с Этери Георгиевной, ей стало неинтересно со мной работать, что ли. После восстановления я пришла, но она отправила меня в младшую группу со словами: «Посмотрим на тебя, решай сама, куда ты пойдешь, но в принципе ты можешь заканчивать». Чтобы добиться ее внимания, мне нужно было фактически полгода. У меня опустились руки, конечно.

В младшей группе были не маленькие, а те, кто ей просто не интересен. В том числе взрослые. Для меня это была катастрофа. На тренировки этой группы она могла и не ходить. После идеальных прокатов могла сказать что-то типа: «Ну в принципе можно тебе покататься еще». А когда я что-то срывала, то это вообще был конец»,

— пожаловалась Шубодерова, добавив, что из-за проблем во взаимоотношениях с Тутберидзе она пропустила несколько национальных и международных соревнований.

Так, Полина пропустила около трех месяцев, а ее последним турниром, в котором она участвовала, так и остался Кубок Москвы в 2017 году, где фигуристка заняла второе место, проиграв только Алене Косторной, также занимающейся у Тутберидзе. В конце концов, Полина была вынуждена уйти от Этери Георгиевны. Та же участь впоследствии постигла и Евгению Медведеву, с которой Шубодерова занималась в одной группе.

«Что было в их отношениях? В олимпийский сезон я уже была не в основной группе, не видела. Но тогда у Жени же была травма, и Алина стала лидером. Наверное, это тоже повлияло.

Хотя честно – я так и думала, что она уйдет рано или поздно. Все равно этот момент наступает. У Этери Георгиевны невозможно кататься все время»,

— заявила 16-летняя россиянка.

При этом Полина отметила, что фигуристки в «Хрустальном» между собой ладят и не ссорятся.

«В «Хрустальном» вообще не было никаких скандалов, публичных ссор перед всеми, просто раз – и нет этого человека в раздевалке. Вчера он катался, а сегодня его нет. И ты узнаешь, что Полина ушла. И так же было со всеми – Сережей Вороновым и Адьяном Питкеевым», — отметила она.

Сама Шубодерова выразила Этери Георгиевне благодарность за время сотрудничества. Однако, по мнению бывшей ученицы Тутберидзе, ее экс-наставник «слишком жесток» по отношению к своим спортсменам.

«Она все напрямую говорит спортсмену. Все что думает, в лицо, не переваривая. Неважно, тебе 12 лет или 16. С родителями разговаривает редко, если нужно. В жизни она тоже жесткая. Просто такой человек.

На самом деле, если бы я не пошла к ней в группу, я бы не добилась того, что у меня есть. Все в голове поменялось, отношение к работе, как надо тренироваться», — заключила Шубодерова.

Интересно, что в отношении Тутберидзе, ее характера и методов тренировок негативно высказывались и ранее. Так, именитую специалистку раскритиковали ее бывший коллега из отделения «Хрустальный» московского Центра спорта и образования «Самбо-70» Александр Волков, ныне работающий в Академии Евгения Плющенко, сам Плющенко, поддержавший Волкова, а также хореограф группы Орсера и Евгении Медведевой Сандра Безич, которая выразила мнение, что Тутберидзе относится к своим ученицам как к «одноразовым девочкам».

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «Вконтакте».