«Было страшно»: новые подробности в деле Кокорина

В среду к Кокорину придут в СИЗО врачи «Зенита»

Футболист Александр Кокорин во время заседания Пресненского районного суда Москвы, 9 апреля 2019 года Алексей Куденко/РИА «Новости»
22 апреля в Пресненском суде Москвы продолжился судебный процесс над известными футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым, а также над младшим братом форварда «Зенита» Кириллом Кокориным и их общим другом Александром Протасовицким. Позитивная новость: суд разрешил врачам «Зенита» посетить Кокорина-старшего в СИЗО и помочь ему с реабилитацией после тяжелой травмы, следующее заседание состоится через день. «Газета.Ru» провела текстовую онлайн-трансляцию.
Трансляция
17:25

Ну а на сегодня у нас все, заседание закончилось. Спасибо, что были с нами и до новых встреч. Трансляцию вели Эльвира Ондар и Александр Седов.

17:18

В четверг планируется слушать показания свидетелей, а в среду в суде перерыв. В этот день врачи «Зенита» придут к Александру Кокорину! Ходатайство удовлетворено официально!

17:10

Разговаривают про стул. Адвокаты и прокурор решают, надо ли объявлять перерыв, чтобы ждать, пока принесут вещдок. Прокурор не настаивает на его участии в процессе. Стула в зале суда мы не дождемся.

17:00

Посмотрели в зале суда видеозаписи с нескольких новых ракурсов, но при этом ничего принципиально нового нам не показали. Фактически все то же, что уже видели, только под новыми углами обзора.

16:45

Заседание уже возобновилось. Снова просмотр видео из «Кофемании», но уже с другого ракурса.

16:10

В суде объявлен перерыв на 20-30 минут, что, как обычно, наверняка займет несколько большее время.

До того решали вопрос, как действовать со свидетельницами Крысенко и Шинкаревой, которые были в компании с подсудимыми тем злосчастным утром. Обе отказываются являться на допрос. Прокурор сказала, что приглашала их в телефонном разговоре, повестки не присылала. Девушки зарегистрированы в Краснодаре и Владивостоке. Адвокаты готовы посодействовать в их приводе, если они находятся в Москве, в противном случае согласны на допрос по видеосвязи. Так и постановили.

16:00

Зачитываются показания Соловчука.

«Показания Поздняковене подтверждаю частично. Девушка сидела на заднем сидении машины, но к ней я не поворачивался. Она сказала, что ей холодно. Я ответил вежливо. Непонятно, почему кто-то сказал, будто бы я обозвал молодых людей «петухами». На самом деле я никого так не обзывал», — уверял водитель. В общем, каждый стоит на своем.

15:55

Теперь начинаются показания девушки по поводу потасовки в кафе:

«В кофейне я вышла в туалет. Не видела, чтобы кто-то из нашей компании клал ноги на стол или изображал половой акт. Все было нормально. В какой-то момент я услышала, как Протасовицкий приносит извинения Паку. А после этого братья Кокорины подошли к чиновнику, и Александр ударил его. Я с Мамаевым в это время сидела за столиком.

Я не слышала, чтобы Пак или Гайсин обзывали кого-то нецензурными словами. После драки я спросила Мамаева, что вообще случилось. Он сказал, что Пак обозвал ребят плохим словом. Потом они пожали друг друг руки».

15:50

Последняя часть слов Поздняковене по поводу инцидента с водителем:

«Мамаев спросил, что меня так возмутило. Пообещал, что, если я не скажу, у нас будет ссора. И я все рассказала.

Затем я продолжала сидеть в машине, лазала в интернете. Из авто выходить не стала, но заметила, как началась потасовка. Самих ударов, однако, я не видела. Примерно через десять минут Мамаев сел ко мне, и мы поехали в кафе».

15:46

Продолжение показаний девушки:

«Мы все были в адекватном состоянии и нормально себя вели. Примерно в 07.00 мы вышли из клуба. Пока мы были там, к нам подсаживались еще какие-то девушки, — их я тоже не знаю.

На улице мы обсуждали, куда отправимся теперь. Я села в машину, увидела незнакомого мужчину. Спросила, является ли он водителем Кокорина. Мужчина ответил: «Я таких петухов не вожу». Я стала с ним спорить, хотела выяснить, почему он так сказал.

Затем дверь открылась, и меня вывели из автомобиля. Сказали пересесть».

15:45

Вот что содержится в показаниях Поздняковене:

«7 октября (за день до скандальных событий. — «Газета.Ru») Кирилл Кокорин сказал мне, что будет встречать на вокзале в Москве Мамаева и Александра Кокорина. Мы встретили их вместе, потом поехали в клуб «Сикрет рум». Там я выпила бокал вина. Никаких разборок не было. Клуб был очень заполнен, так что мы решили поехать в другой — «Эгоист». Там к нам присоединился парень Григорян и другие девушки. О девушках ничего сказать не могу — не общаюсь с ними. Мамаев там пил пиво, сколько — не могу сказать».

15:40

Итак, сейчас будут зачитывать показания не явившейся на суд свидетельницы Поздняковене. Именно эта девушка села в машину к водителю Соловчуку, из-за чего компания футболистов ввязалась в свою первую драку за все утро. И именно эту девушку Алана Мамаева подозревала в интриге со своим мужем, рассказывая об этом в социальных сетях осенью 2018-го. В итоге супругам удалось сохранить отношения, однако во время оглашения показаний Поздняковене Мамаева очень пристально глядит на Павла.

15:35

Свидетеля отпускают! Ромашов и Бушманов тем временем просят судью вообще не учитывать показания свидетеля Сизова, поскольку, по их мнению, были совершено нарушения на его допросе.

Ромашов объясняет, что следователь сначала будто бы показал снимки Сизову, сам рассказал ему, что изображено на фотографиях, а потом уже допросил. И свидетель якобы отвечал на основе того, что слышал от следователя. Так делать нельзя.

15:30

Любопытно, что Сизов, рассматривая фото номер 29, сейчас увидел там еще более неприятную для подсудимых ситуацию, чем гласит подпись. По мнению свидетеля, на снимке оба брата Кокориных бьют Соловчука, в то время как в подписи говорится только об ударах Кирилла.

Барик возмущен.

«У вас какое-то особое зрение! Вы говорите то, чего там нет», — заявляет адвокат. Видимо, он хотел, чтобы свидетель сказал что-то другое, но что — не поясняет.

15:27

Ромашов:

«Будем заявлять ходатайство о несовпадении записей к скриншотам. Там только пятая часть подписей совпадает — и то с общих планов».

Адвокат Кирилла Кокорина Барик просит показать ему фото номер 29. Видимо, тоже обнаружил какое-то несоответствие.

15:23

Глядя на фото номер 35, Ромашов читает подпись, в которой что-то говорится об ударе, и заявляет, что на снимке ничего подобного нет: «Просто группа людей».

Свидетель: «Качество стоп-кадров с роликов не всегда бывает удовлетворительным».

15:19

Адвокат Кокорина Ромашов проявил особый интерес к фото номер 35. Просит показать его еще раз. Прокурор также подходит, чтобы посмотреть на этот снимок. Что же там такого?

15:14

В суде изучают все стоп-кадры, сделанные Сизовым вместе с экспертом. Также зачитываются его показания с осеннего допроса. «Все соответствует действительности», — подтверждает свидетель. Неточностей или, не дай бог, подтасовок, нет.

15:07

Адвокат Мамаева Бушманов спрашивает о том, какие кадры фиксировал на видеозаписи Сизов.

«Как потерпевший (водитель Соловчук. — «Газета.Ru») вышел из машины, как у него начался разговор с компанией. Было пару скриншотов того, как он убегал. Что делал сам Соловчук по отношению к Мамаеву, я фиксировал в начале их разговора. Были ли какие-то физические действия со стороны водителя, сейчас не вспомню. Что касается ситуации в кафе, то там я делал стоп-кадры потасовки — в том числе, и с участием Гайсина. Его хватали за одежду или за шею. Сам он, кажется, делал захват Кокорина или Мамаева».

15:01

Теперь вопросы Сизову задает адвокат Кирилла Кокорина — Вячеслав Барик.

— Когда вам поступило поручение выехать к Кириллу?

— Кажется, спустя четыре дня после всех описанных событий событий. Была ночь.

— Где был Александр Кокорин в это время?

— Не могу вам сказать. Я его там не видел. Работало много следователей.

— А вам поручили узнать, где находится Кирилл?

— Да, это были оперативно-розыскные мероприятия.

— Вы вручили Кириллу повестку о том, что ему надо явиться к следователю?

— У меня не было такой возможности. Но при осмотре места жительства мы сказали ему, что в этом есть необходимость. Сопротивления он не оказывал.

14:55

Отвечая на вопросы Ромашова, Сизов подтверждает, что при нем не оказывалось давления ни на кого из подсудимых или свидетелей.

14:52

Уже по традиции первым из адвокатов со свидетелем общается Ромашов. Он в основном пытается выяснить, имелись ли какие-то нарушения при работе с видеофрагментами.

— Когда вы провели раскадровку записей?

— Точно не скажу. Это было примерно спустя неделю или три недели после инцидента.

— Вы смотрели видео вместе с экспертом?

- Да.

— Кто распечатывал конверт с носителями, на которых были записи?

— Эксперт.

— Потом эти носители вернули обратно в конверт?

— Да, после работы эксперт опечатал конверт.

14:45

«Общался ли я с Кириллом Кокориным? Может, немного, когда доставляли его следователю. Разговор был в стиле «Да, набедокурили, посмотрим что будет». Без конкретики», — поясняет свидетель.

14:40

Сизов оказывается лично знаком с Кириллом Кокориным!

«Я проводил обыск по месту жительства Кокорина-младшего. Также там проводилось изъятие электронных накопителей с видеозаписями. А позже — раскадровка этих записей, — рассказывает свидетель. — Как производилась раскадровка? На компьютере делали стоп-кадр. Проще говоря, скриншот. Никаких изменений или предварительного монтажа записей не было.

Всего сделали около 250 скриншотов. По ним можно было составить общую картину того, что случилось».

14:30

А у нас уже заходит второй свидетель — сотрудник МВД Максим Сизов.

14:25

Прокурор подает ходатайство об осмотре флэш-накопителя с видеофрагментами. Скоро в зал должны принести технику для просмотра роликов.

14:23

Павлову отпускают. Сейчас небольшое перерыв — и второй свидетель.

14:20

У адвоката Кокорина-старшего Ромашова появились новые вопросы.

— Что вы подразумеваете под словом «потасовка»? Беседа на повышенных тонах, передвижение мебели, оскорбления... Так себя в общественном месте не ведут. У людей были явно какие-то претензии, которые они хотели выяснить не интеллигентными методами. Там кто-то с кем-то пихался, официанты удерживали этих людей, — отвечает Павлова.

14:15

Вопросы задает Тамара Прилипко — адвокат Александра Протасовицкого, который атаковал чиновника Гайсина.

— Почему вы так опасались за свою жизнь?

Было страшно от мысли, что кто-то кинет мне что-то в голову. Там ведь происходило какое-то постоянное движение: перемещались столы, стулья — было слышно такие звуки, — рассказывает Павлова.

14:10

Теперь со свидетельницей общается другой адвокат Кокорина-старшего Татьяна Стукалова.

«Много ли посуды билось, судя по звуку? Больше, чем одна, однако я не считала, — отвечает Павлова. — Много ли было тогда людей в зале? Больше трех. Точно не скажу сейчас. Нет, я не помню, где находился тогда Александр Кокорин».

14:05

Павлова продолжает свой рассказ: «В потасовке было достаточно много людей. Второй человек (жестом указывает на Александра Кокорина. — «Газета.Ru») как будто пробежал мимо. Я его помню. В тот момент я подумала, хоть бы мне в голову ничего не прилетело.

Однако я не видела конкретно, кто кого бил. Драка в целом создавала нервную обстановку».

14:00

Теперь вопросы Павловой задает адвокат Александра Кокорина Ромашов. Свидетельница отвечает достаточно уверенно:

«Требовали ли люди в кафе вызова в полиции? Да, это обсуждалось. Посетители разговаривали между собой и спрашивали, вызвал ли кто-то полицию.

Битье посуды началось в конце потасовки. Это стало решающим фактором — из-за этого я и решила позвонить в полицию. Она приехала довольно быстро, но тогда конфликт уже закончился. Помню, что потерпевших было двое мужчин. Полицейские сели к ним за столик и стали общаться».

13:55

Все-таки суд и прокурор заставили Павлову начать говорить:

«Я пришла в то кафе примерно в 09.00 утра, села за барную стойку. Потом услышала крики откуда-то слева от меня. Казалось, что там началась потасовка. Я стала беспокоиться за свою жизнь и вызвала полицию. Сама. Сначала я просила сотрудников заведения нажать тревожную кнопку, но реакции не последовало.

Саму драку я не видела. Как мне кажется, она длилась от 15 минут до получаса. Сотрудники правоохранительных органов приехали достаточно оперативно — наверное, это заняло где-то минут семь. Как уходили люди, которые участвовали в потасовке, сейчас не могу вспомнить», — рассказала свидетельница.

13:50

Начало допроса Павловой получается несколько скомканным.

«Я уже не помню, что происходило тогда, — сходу заявляет свидетельница. — Прошу огласить мои показания (то, что записано в протоколе у следователя после осеннего допроса. — «Газета.Ru»). Требую зачитать показания».

13:47

Итак, слушание начинается! Первой выступает свидетель Виктория Павлова.

13:45

Все-таки не оправдались наши надежды на то, что заседание начнется вовремя. Только недавно в зал завели подсудимых.

13:40
13:30

Сами футболисты, к слову, прибыли в здание суда к 11.00. Их всегда привозят сильно заранее, так что затем подсудимым приходится долго ждать.

13:20

Адвокат Александра Кокорина Андрей Ромашов сообщил пару новостей перед началом заседания:

- Свидетельница, которая садилась в машину водителя ведущей Первого канала Соловчука и из-за которой началась драка, скорее всего, в суде не появится. Она является гражданкой другого государства и находится сейчас не в России.

- У защиты Кокорина появилось заключение эксперта о том, что Пак якобы употребил ненормативную лексику до начала конфликта с футболистами. Напомним, на суде чиновник сказал, что не произносил бранных слов — только «хамло».

13:10

В зале суда присутствуют родители братьев Кокориных, гражданская жена Александра — Дарья Валитова — в сопровождении подруги и супруга Мамаева Алана.

13:05

Позитивные новости! Адвокат Александра Кокорина Татьяна Стукалова заявила, что суд наконец разрешил врачам «Зенита» посетить его в СИЗО в связи со сложной реабилитацией после серьезной травмы колена.

«Суд пошел нам на встречу, 24 апреля у нас будет перерыв в заседаниях, возможно, в этот день врач сможет посетить Александра», — сообщила юрист в прямом эфире своего инстаграма.

13:00

Сегодня ожидается допрос всего двух свидетелей! Причем прессу в зал суда не пустили. Там будут только родственники и друзья футболистов. Журналисты же посмотреть видео-трансляцию.

12:55

Удивительно, но все главные действующие лица уже заняли свои места в зале суда, кроме адвоката Мамаева Игоря Бушманова. Такими темпами слушание начнется вовремя, чего не было, кажется, никогда.

12:50

Еще одна важная новость: накануне этого заседания мать братьев Кокориных Светлана выложила в своем инстаграме видео того, что происходило в кафе за минуту до удара Пака стулом. Женщина интерпретировала этот видеофрагмент так, что компания футболистов якобы собиралась мирно уходить из кафе, когда Пак оскорбил их каким-то «мерзким словом матом» (звука в ролике нет, поэтому услышать достоверно, что сказал чиновник, невозможно), чем и спровоцировал всю дальнейшую потасовку.

Видео обрывается на том моменте, когда Пак закончил говорить и к нему приблизились братья Кокорины, а Александр взял в руку стул.

12:45

У стороны футболистов своя версия. Так, Вячеслав Барик — адвокат Кирилла Кокорина, который также участвовал в драке с водителем, сказал, что на самом деле Соловчук первым нагрубил подруге Павла Мамаева, который захотел защитить ее.

При этом если бы водитель не начал оскорблять футболистов и «закидывать голову Мамаева», ничего бы не произошло, утверждает Барик. По его словам, изначально компания хотела «просто поговорить» с Соловчуком.

12:40

Также активно обсуждалась драка компании футболистов с водителей ведущей Первого канала Виталием Соловчуком. Согласно показаниям полицейских, после инцидента на его машине были видны следы крови и трещины, а со стороны водительского сиденья было выдавлено стекло.

Сам мужчина заявил, что не проявлял первым агрессии в сторону игроков: в его автомобиль по ошибке села незнакомая девушка, которую он попросил выйти. Вскоре Соловчук услышал звук удара по стеклу и вышел узнать, в чем дело. После этого компания якобы начала атаковать его.

12:30

Еще один любопытный факт, который вскрылся по ходу предыдущих заседаний: следователь вполне могла взять на экспертизу совсем не тот стул, которым Кокорин ударил Пака. Александр Копылов — менеджер ночной смены в том кафе, где произошла потасовка, рассказал следующее:

«В кафе пришла следователь и сказала, чтобы я предоставил ей этот стул. Я ответил, что сделать это очень сложно, потому что у нас в кафе много одинаковых стульев. Тогда следователь заявила, что они вообще закроют кафе и изымут всю мебель. После этого мы зашли в зал, она сказала: «Не важно, какой, будем забирать стул рамках следственных действий».

Насколько это повлияло бы на следственные действия, сказать сложно, однако сама ситуация выглядит интересно.

12:20

Нашелся и такой свидетель, который заявил, что его слова на суде и то, что значится в протоколе у следователя, немного расходится из-за того, что прошло уже полгода и какие-то детали он уже забыл.

Так, Дмитрий Грачев — менеджер кафе, в котором Кокорин и Мамаев подрались с чиновниками, — на суде сказал, что фразу «За свои слова надо отвечать» крикнул в адрес Пака какой-то неизвестный парень, а в протоколе было написано, что это говорил нападающий «Зенита». Грачев отнесся к расхождениям по-философски: «Сейчас я вспоминаю, что действительно давал такие показания. Сегодня в суде я просто говорил то, что вспомнил спустя полгода. Ничего не придумывал».

12:10

На прошлых заседаниях суда несколько свидетелей сказали, что протоколы их допроса, который проводился осенью — вскоре после инцидентов с участием футболистов, не совсем соответствовали тому, что они говорили. Так, по словам охранника стриптиз-клуба Алексея Авдеева, следователь добавил в его показания конкретные имена участников конфликта, которых он на самом деле не знал, и некоторые детали потасовки, которых он не видел.

12:00

Доброе утро, уважаемые читатели «Газеты.Ru»! Пресненский суд Москвы продолжает рассматривать резонансное дело заключенных под стражу форварда «Зенита» Александра Кокорина, его брата Кирилла, полузащитника «Краснодара» Павла Мамаева и Александра Протасовицкого. Мы ведем текстовую онлайн-трансляцию заседания.