В Германии состоялись четвертьфинальные игры 23-го чемпионата мира по гандболу среди женщин. Принципиальный матч сборной России с командой Норвегии вызвал небывалый ажиотаж и зрителей, и СМИ, и закончился крупным поражением нашей команды со счетом – 17:34. Такого разгрома наша сборная на подобных турнирах еще не знала. Россия отправляется домой, а Норвегия в полуфинале встретится с командой Нидерландов.
В день матча в газете Магдебурга вышла заметка, где немецкий журналист снова назвал эту встречу досрочным финалом, и отметил, что ни за что не хотел бы оказаться в команде Трефилова, так как опасается того, что после матча происходит в раздевалках.
И не зря – кричал Евгений Васильевич больше обычного, и было из-за чего. Игра у наших девушек не сложилась с самого начала,
но был хороший момент и возможность успокоиться и переломить игру, когда счет стал 7:9. Не получилось – на перерыв мы уходили, проигрывая 8:15, и если по ударам были не так далеки от норвежек (21-23), то в реализации дела обстояли гораздо хуже.
Показатель вратаря норвежек – более половины отраженных мячей. У Калининой за первые 30 минут – всего 18%, притом, что были у нее и сейвы, но те мячи, что забивали соперницы, взять было очень сложно.
После передышки российской сборной также не удалось взять инициативу в свои руки, и смотреть в статистику стало грустно.
К 7-й минуте второго тайма на табло были цифры – 10:20, к 23-й – уже 16:30. Как итог – двукратное превосходство Норвегии к финальному свистку.
«Ну что тут сказать? Стыдно, очень стыдно. Будем готовиться к следующему чемпионату, на этом жизнь не заканчивается – это спорт. Сегодня мы были слабее. Не получалось абсолютно ничего – ни в обороне, ни в нападении», — высказала после игры свое мнение правая крайняя сборной России Анна Вяхирева, как и вся команда, так и не нашедшая своей игры.
Прокомментировал результаты выступления сборной на турнире и президент федерации гандбола России Сергей Шишкарёв:
«Сложилась совокупность факторов, которая не позволила нам решить поставленную задачу. Команда, которая без поражений прошла все матчи группового этапа, в тяжелой игре одолела непростую корейскую сборную, сегодня просто рассыпалась, — начал президент федерации.
— Не хотелось бы сразу делать какие-то выводы по итогам этого матча, но я более обидного и позорного поражения еще не переживал. Перед нами был принципиальный соперник, над которым, пусть и в трудной борьбе, мы взяли верх на Олимпийских играх, и заслуженно стали чемпионами.
Сейчас можно находить массу причин, почему так случилось – я считаю, что проиграли и команда, и тренер. У нас не было плана А, не было плана Б. На мой взгляд, сборная Норвегии играет достаточно предсказуемо, с очень плотной жесткой защитой.
Мы вовремя не нашли правильный подход, правильные решения игроков, которые позволили бы эту зашиту преодолеть.
А сколько мы сегодня не забили? Это даже не великолепная игра Лунде или Гримсбо, это именно наш мандраж и ошибки, которые мы совершили. Ну и при счете 7:9 нужно было брать очевидный тайм-аут, успокоить команду, и уверен, после этого мы бы догнали, и ушли на перерыв совсем с другим счетом».
Высказался Шишкарёв и о перспективах команды на будущее, обстоятельно затем ответив на вопросы журналистов.
— Без поражений не бывает побед. Наша команда молодая, из олимпийских чемпионов в составе осталось всего пять игроков, да еще и травмы случаются – вы сами видели, какое сильное рассечение получила Даша Самохина.
Трефилову приходится перестраиваться по ходу матча, искать какие-то новые схемы. С такой командой, как сборная Норвегии, «с кондачка» не сыграешь. Нужно иметь разные варианты и в защите, и в нападении.
Совершенно выпала сегодня Полина Ведёхина, не сыграла Анна Вяхирева. Все те, на кого мы ставили – то ли устали, то ли перегорели.
Россия не заслуживает такого поражения с двойной разницей мячей. Будем делать выводы и двигаться дальше. Слава богу, этот чемпионат еще не предолимпийский, и у нас есть время.
Этот результат в очередной раз свидетельствует о том количестве проблем, которые есть у нас сейчас в гандболе.
Я сказал сегодня девушкам на установке – в Норвегии население пять миллионов человек, а у нас 140 – и тем не менее они раз за разом выигрывают чемпионаты, Олимпиады. Да, конкуренция в нашем женском чемпионате возрастает, но видимо, этого пока не достаточно.
Впереди у нас непочатый край работы. Хотелось бы, чтобы после этого поражения не забыли о гандболе, потому что все жили победой на Олимпиаде и ждали повторения этого успеха. Да, этого не случилось, и в этом есть и наша вина. Если мы будем работать единой командой – то исправим ошибки, и к следующим соревнованиям подготовимся гораздо лучше.
— В прошлом году после чемпионата Европы вы сказали, что Трефилова никому в обиду не дадите. После этого поражения критики на тренера, наверняка, обрушится очень много. Вы сейчас готовы повторить свои слова и вступиться за него?
— Я не дам Трефилова в обиду, но конструктивную критику буду приветствовать. И сам не могу не сказать о допущенных сегодня в большом количестве тренерских ошибках – и метание на поле, и постоянная ротация состава.
Выпускать людей, которые ни разу не забивали, например, левого полусреднего Лизу Малашенко, которая за весь чемпионат ни сделала ни одного броска – какой в этом смысл?
Зачем выпускать слабейший состав в конце матча, чтобы дать поиграть? Или доказать, что всех выпустил на поле? Почему вовремя не взять тайм-аут? Если у Ани Вяхиревой не идет игра, значит нужно ее успокоить. Поэтому критиковать Трефилова будем, когда есть за что. Другого тренера, который бы его подсиживал – у нас нет.
Такое обидное поражение предполагает не только холодную голову, но и серьезный разбор полетов, потому что это позор. Да, не могу не сказать и о судьях, о двойных стандартах на поле, но это не важно – не в этом матче говорить о судействе. Нужно было драться квалифицированно, грамотно. А для этого нужно готовиться к бою, чертить тактические схемы, готовить запасные маневры – а этого не было.
Не пошло у одного, у другого, у третьего на этой позиции, левые игроки появляются на правом краю – зачем этот сумбур?
Он и привел к такому количеству пропущенных голов. И самое главное, было очень много потерь, ведь пропускали мы в основном в отрыве, а не с позиционных атак.
Главный тренер команды Евгений Трефилов ответил на вопросы о том, что он считает причиной провала:
— Я поздравляю команду Норвегии и их тренера с выходом в полуфинал. Думаю, что в этом году на турнире им повезет. Я ожидал от своей команды плохой игры в какой-то момент – и вот я ее дождался. Безобразная игра в защите и в нападении, — начал главный тренер.
— Норвегия стала более быстрой командой по сравнению с тем, какой она была на Олимпиаде?
— Не думаю, сейчас в их составе нет целого ряда игроков, которые были в Рио. За свою долгую карьеру я видел команды Норвегии интереснее, чем эта, мне есть с чем сравнить.
— С чем связан такой провал, ведь в какой-то момент удалось даже сильно сократить отрыв?
— Игрок, который считает, что все заслужил, все уже видел – тухнет. Сегодня мы увидели заслуженных мастеров спорта, которые «отстрелялись» на Олимпиаде.
Но они должны понимать, что многие из них там были только пассажирами, и сейчас должны показывать игру. Никто из них сегодня этого не показал. Выходишь биться – бейся.
— То есть проиграли характером?
— Конечно, а чем же еще. По 5-7 атак бегали туда-сюда, теряли мячи, отдавая их сопернику в руки, и думали, что вот-вот мы заиграем. И каждый думал про товарища – «вот он сейчас сделает игру», перекладывая ответственность на другого. И, конечно, страх, который был перед Норвегией.
На первой минуте его не было, а дальше – страх. Даже когда попросил команду играть жестче – никто мне не ответил.
— С самого начала все пошло не так, как хотелось бы. Какой был изначальный план на игру?
— Первый гол мы пропустили от Мёрк, а напротив нее стояла Ксения Макеева, звезда паркета, заслуженный мастер спорта, с которой мы с утра долбили этот вариант. Мёрк ее пробегает и забивает. О чем, зачем мы говорили? Может, тогда сразу будем играть с листа, как настоящие русские? Что можно сказать, если мяч не долетает до ворот соперниц?
Родной мой, если мяч не долетает – ползай на четвереньках, доползи до шести, упади на четырех – дадут семь. А они решили побросать – вот и побросали, себе в ворота. Если игра не идет – ее надо ломать.
Я приношу извинения тем людям, которые за нас болели – действительно душой болели за нашу команду.
— Это самое тяжелое поражение на вашей памяти?
— Их было очень много, не могу утверждать точно.
— Сегодня был тот самый день, когда у одной команды получается все, а у другой – ничего?
— Когда команда противника не играет, тогда все и получается. Очень сказалась недоукомплектованность нашей сборной. Левого полусреднего практически не было, а это забивающий игрок, на правом полусреднем чудеса творил наш великолепный «Месси». Плохо, что это поражение случилось с такой тяжелый период, когда нужно доказывать всему миру, что мы – русские. А нас отправили погулять.
— Что сейчас надо сделать и что выиграть сборной, чтобы гандбол в России не забыли и не забросили в дальний ящик?
— Нас и будут вспоминать только по праздникам, и у этого есть причина.
Детские спортивные школы выдают на-гора выпускников, которые иногда от испуга становятся мастерами спорта, но нет той подготовки, что была раньше.
Есть у нас Полина Ведёхина, левый полусредний. Я очень хорошо к ней отношусь, но Поля – астматик. А больше никого на эту позицию нет. А правый полусредний – где девушки 1998, 1996 годов рождения? Плюс тот же «Ростов-Дон» в полном составе не приезжает на сборы в октябре.
О каком патриотизме может идти речь? Знаю, меня будут осуждать, клеймить – но походку менять не собираюсь.