Ожидаемый сюрприз
Дисквалификация и лишение медалей Александра Легкова и Евгения Белова свалились на россиян как снег на голову, подобное решение МОК стало настоящим сюрпризом как для болельщиков, так и для спортивных чиновников.
По крайней мере, именно так заявляют функционеры, сотрудники федераций и чиновники.
А насколько они были удивлены такому исходу событий, никто никогда не узнает.
Тем более поразительно, что дисквалификация пока двоих спортсменов стала неожиданностью при условии, что последние три года российский спорт живет под давлением и постоянными обвинениями, которые начались еще с фильма немецкого журналиста Хайо Зеппельта в декабре 2014 года о допинге в российской легкой атлетике.
Чем закончилась история, которую начал Зеппельт, все прекрасно знают.
Российские легкоатлеты не были допущены до Олимпийских игр в Рио, а на чемпионат мира в Лондоне годом позже поехали лишь единицы под нейтральным флангом.
Отбросим все обвинения в сторону международной легкоатлетической федерации в несправедливости по отношению к спортсменам, а лишь примем факт, что они были не допущены к международным соревнованиям. Решение было принято и исполнено, а российская сторона ничего не могла этому противопоставить.
От Паралимпийских игр отстранена вся команда, российские тяжелоатлеты не имеют права стартовать на чемпионате мира, а ряд спортсменов из зимних видов дисквалифицированы на неопределенный срок «до выяснения обстоятельств».
В таком ракурсе удивление и негодование чиновников и функционеров выглядит, мягко говоря, странно. До сих пор все официальные заявления лишь признавали проблему допинга в России, опровергали факт государственного участия в допинговых махинациях и указывали на то, что запрещенные вещества принимают не только в нашей стране. То были лишь заявления, а действий после них не последовало, словно все думали, что как-то обойдется.
Неужели никто наверху не предполагал, что такие действия по отношению к Легкову и Белову возможны?
Хочется надеяться, что нынешний удар от МОК хотя бы заставит встрепенуться власть предержащих и предпринять действия к сведению ущерба к минимуму. А опасения в том, что это только начало, растут с каждой минутой.
Родченков и его показания
Более всего расстраивает в сложившейся ситуации то, что аргументация российской стороны основывается преимущественно на том, что бывший начальник московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, на чьих показаниях и базируется вся доказательная база, — человек, не заслуживающий доверия. Показания Родченкова не являются прямыми доказательствами, а лишь косвенными, и вообще — раз он злостно нарушал правила WADA, то нельзя верить ни единому его слову.
Нам в России надо окончательно уложить в голове тот факт, что свидетельские показания человека, проработавшего в этой структуре, считаются доказательствами и достаточным основанием для применения строгих мер против провинившегося.
Так видят ситуацию в Европе и США, и именно там располагаются штаб-квартиры МОК и WADA.
За примером ходить далеко не надо. Вспомнить хотя бы недавний сексуальный скандал с участием голливудского продюсера Харви Вайнштейна, обвиненного актрисами в домогательствах. Его уволил совет директоров его же собственной компании, и он был исключен из американской киноакадемии. Исходя из логики, которой пользуются в России по отношению к Родченкову, Вайнштейна не имели права трогать, потому что доказательств нет, а были лишь слова некоторых киноактрис. Но им верят. В России — нет, а там — да. Вот и вся разница.
Слова Родченкова — это уже доказательства в глазах президента МОК Томас Баха и главы WADA Крейга Риди.
Можно сколько угодно возмущаться такому состоянию дел и сетовать на вселенскую несправедливость, однако слезами точно делу не поможешь. Более того, ими можно и навредить.
Нас почти весь этот год постоянно убеждали в том, что у Запада нет доказательств. Выступали чиновники, функционеры, адвокаты — как независимые, так и защитники интересов спортсменов. Они уверенно говорили о том, что все улики косвенные, и ни одна вменяемая организация не будет применять жестких санкций на основании такой слабой доказательной базы.
Реальность же спустила нас с небес на землю.
Насколько политизирован весь процесс, какие силы влияют на МОК и WADA или же они действуют независимо, по большому счету, не имеет никакого значения. Факта лишения Легкова сочинских медалей это не изменит.
Футбольные болельщики часто после матча сетуют на то, что судья несправедливо дал карточку или определил тот или иной фол. Вот только результат игры от этого не меняется. То же самое и в случае с МОК и WADA — результат не изменится, спортсмены отстранены, а справедливости не существует.
Что ждет Россию
От возможных вариантов дальнейшего развития событий становится не по себе. Уже сейчас понятно, что не исключено даже отстранение всей российской олимпийской сборной от Игр в Пхенчхане.
Такие жесткие и строгие меры, которые МОК применил к Легкову и Белову, дают определенный сигнал — жалеть нас не будут, и наказание может быть самым страшным.
Еще нет решения по остальным четырем российским лыжникам, отстраненным в декабре прошлого года: Максиму Вылегжанину, Алексею Петухову, Юлии Ивановой и Евгении Шавповаловой. Прецедент с Легковым создан, и они также могут попасть под самые крутые санкции.
Не надо забывать и про другие виды спорта: бобслей, скелетон, биатлон.
Россию уже начали лишать медалей в Сочи, и это может быть только началом.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».