Квят больше не нужен
«Квят больше не вернется. Мы считаем, что ему не удастся исправиться в долгосрочной перспективе. В оставшихся гонках выступят Гасли и Хартли, а дальше посмотрим», – заявил куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко.
Это случилось после того, как «Торо Россо» объявил в своем официальном твиттере состав пилотов на следующий Гран-при сезона. На этапе в Мексике дочернюю «конюшню» «Ред Булла» будут представлять француз Пьер Гасли и новозеландец Брендон Хартли.
И объявление состава на Гран-при Мексики, и заявление Марко вызвали шквал недоуменных комментариев болельщиков «Торо Россо», причем большинство из них не из России и не являются персональными поклонниками Квята.
Болельщики «Торо Россо» вполне закономерно считают, что Квят как гонщик сильнее и Гасли, и, тем более, Хартли, в свое время вообще отчисленного из молодежной программы «Ред Булла».
Вдвойне обидно за Даниила еще и потому, что, вернувшись в состав команды на Гран-при США, он провел идеальный уикенд, сумев завоевать свое пятое очко в сезоне за десятое место в гонке.
Впрочем, на деле этот результат уже не имел значения – Квята вернули после двух пропущенных Гран-при только, чтобы Пьер Гасли мог выступить в финальной гонке японской Суперформулы, где он боролся за победу в общем зачете (и проиграл).
Сингапурская стена
Судьба Даниила была окончательно решена еще в Сингапуре, когда он допустил грубую ошибку и въехал в стену, разбив вместе с болидом и последние остатки своих перспектив в системе «Ред Булла».
После этого Гельмут Марко объявил, что следующие две гонки за «Торо Россо» вместо Квята проведет самый перспективный из пилотов молодежной программы концерна вне «Ф-1» Пьер Гасли.
Не то чтобы Гасли как-то ярко проявил себя в Малайзии и Японии, но у него есть то, чего больше нет у россиянина – вера руководства в чемпионские (или хотя бы околочемпионские) перспективы.
Квят не попал бы и на Гран-при США, если бы вместе с отъездом Гасли в Японию не случилось и еще одного события – Карлос Сайнс-младший был отдан в «Рено» в качестве компенсации за досрочный разрыв контракта с французским мотористом.
Одно из мест в «Торо Россо» досталось 27-летнему новозеландцу Брендону Хартли, некогда забракованному Марко с тем же определением – «неперспективный». На второе ставить было просто некого, и потому оно досталось Квяту.
Как маленький штрих – Даниил получил в распоряжение на уикенд в США не собственный болид, а бывшую машину Сайнса. Результаты россиянина ничего не значили и ничего не решали. Возможно, Марко даже немного расстроился, что Квят заработал очко и немного увеличил грусть болельщиков по поводу своего отстранения.
Хотя скорее всего куратору гоночной программы «Ред Булла» все равно – Марко неоднократно говорил, что ему неинтересно работать с гонщиками средней руки. Под его руководством ты либо метишь в будущие чемпионы, либо вылетаешь из «королевских гонок».
Чужой среди своих
Очевидно, что последние два сезона Даниил Квят занести себе в актив никак не может. И хотя мир «Формулы-1» суров и жесток, невозможно не отметить, что к россиянину он оказался особенно несправедлив.
В «Формулу-1» молодой россиянин ворвался стремительно. Именно его в 2013 году Марко выбрал как нового гонщика «Торо Россо», предпочтя все тому же Сайнсу-младшему и португальцу Антониу Феликсу да Коште.
В свой первый год в «королевских гонках» Даниил настолько ярко проявил себя, что впечатлил весь гоночный мир и получил статус лучшего новичка не только сезона, но и последних лет в «Ф-1».
В итоге, хотя Квят и уступил более опытному Жану-Эрику Верню по очкам, именно француз не получил места призового пилота на будущий сезон.
Квят же и вовсе пошел на повышение в «Ред Булл», лишившийся упорхнувшего в «Феррари» Себастьяна Феттеля.
Первый сезон в главной команде «тауриновых» получился для Даниила очень неплохим, хотя и не безоблачным.
Квят набрал фантастические по нынешним временам 95 очков, занял седьмое место в зачете пилотов и даже обошел на три балла своего партнера по команде великолепного австралийца Даниэля Риккардо.
Правда, россиянин был стабильно медленнее напарника в квалификациях – скорость является одним из главных критериев для Марко, – а снизу подпирал амбициозный Макс Ферстаппен, борьбу за которого «Ред Булл» с огромным трудом выиграл у «Мерседеса».
Сама команда переживала не лучшие времена из-за проблем с моторами «Рено», но явно не собиралась оставаться на этих позициях.
В конце сезона прямое давление на Квята оказывал и сам Гельмут Марко, который потребовал от россиянина более агрессивного пилотажа.
В итоге на старте 2016 года Квят не был похож на себя прежнего. Он набрал очки во второй гонке сезона, а в Китае, агрессивно сработав на старте против Себастьяна Феттеля, даже заехал во второй раз в карьере на подиум.
Однако на четвертом этапе чемпионата мира в российском Сочи номер у Даниила не прошел, он врезался в болид Себастьяна, устроил аварию, больше всех ударившую по «Ред Буллу» с «Торо Россо», и Марко рубанул с плеча.
«Ред Булл» объявил о рокировке пилотов, в результате которой с пятого Гран-при в главной команде гонялся Ферстаппен, а Квят вместо ожившего болида «Ред Булл» в растрепанных чувствах пилотировал до конца года «Торо Россо».
Сезон россиянин откровенно провалил, набрав очки еще лишь три раза. И хотя Квят вроде бы перезагрузился за зиму и получил поддержку от боссов, реабилитироваться в новом чемпионате ему не удалось.
Планка ожиданий приводила россиянина к более агрессивным действиям, а те в свою очередь – к авариям и очковым потерям.
За Квятом закрепилось не самое приятное в данном случае прозвище «Торпеда», и в конечном счете Марко еще раз принял решение против Даниила.
Ошибки Квята отрицать невозможно, но так же невозможно отрицать, что ни один гонщик «Формулы-1» в последние годы не получал столько ударов от собственной же команды.
Что дальше
Ситуация с карьерой у россиянина сейчас очень грустная. Если мы обсуждаем перспективы в «королевских автогонках». По сути, в данный момент с составом пилотов на будущий сезон не определился только «Уильямс», но там скорее склоняются к приглашению Патрика Верляйна.
Будь у Даниила репутация образца конца 2004 года или хотя бы конца 2005 – проблем бы с поиском команды не было. Впрочем, с той репутацией на нем и не думали ставить крест в «Ред Булле».
Сейчас у Квята осталось еще два года по контракту с «РБ», и Марко наверняка предложит Даниилу место в одной из гоночных серий.
Что выберет российский гонщик – вопрос. Но если он останется в системе «Ред Булла», обратный путь в «Формулу-1» для него будет почти наверняка закрыт.
Хартли вернули для того, чтобы доводить двигатели «Хонда» и чтобы – как это ни грустно звучит – больше не работать с Квятом, хотя тот и сильнее.
Но даже уход из «Ред Булла» не даст никаких гарантий на возвращение Даниила в «Ф-1». Болельщикам российского пилота остается уповать на удачу – она в последние два года сильно задолжала Квяту.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».