На старте «Вуэльты Испании» — одной из трех престижнейших велосипедных многодневок в мире наряду с «Тур де Франс» и «Джиро д'Италия» — корреспонденту «Газеты.Ru» удалось поговорить с бывшим главным тренером сборной России по велоспорту, серебряным призером чемпионата мира и участником двух Олимпиад в Атланте и Сиднее Дмитрием Конышевым, который в данный момент является спортивным директором команды Мирового тура «Катюша-Альпецин».
— «Вуэльта Испании» лишь в третий раз за 72 гонки стартовала за границей и впервые — во Франции…
— Ну, пока испанцы заезжают в соседнюю Францию, а итальянцы — в Испанию, это нормально. Но когда в следующем году «Джиро д'Италия» начнется в Иерусалиме… это немного перебор. Классическая погоня за деньгами.
— Но расширение географии многодневных гонок может способствовать тому, чтобы велоспорт увеличил свою популярность во всем мире и, в частности, в России?
— Велоспорту очень тяжело побить по рейтингам футбол или хоккей в России. В нашей стране просто большая проблема с дорогами
— это и мешает проводить качественные шоссейные гонки. Хороший асфальт у нас только на больших автомагистралях, а если их закрыть на время соревнований, то весь транспорт встанет и случится революция. А не закрыть нельзя: 200 профессиональных гонщиков не могут ехать параллельно с транспортом. Они же несутся, как дикое стадо!
— К тому же на спусках велосипедисты развивают скорость больше 100 км/ч...
— Да, и это очень опасно! Я в свое время разгонялся до 125 км/ч на австрийском этапе «Джиро д'Италия».
И если машина вдруг выедет навстречу, остановить караван велосипедистов будет уже невозможно. Так что при такой ситуации с дорогами в России пока не идет речи об огромной популярности велоспорта. Однако в Европе, Америке и Австралии, где люди активно пользуются велосипедом, он невероятно популярен. В пятерку самых любимых видов он точно уже давно входит.
— А вы сколько проехали на велосипеде за свою жизнь?
— Миллион километров точно. На машине еще не достиг этого показателя. (Смеется.)
— Международный союз велосипедистов (UCI) часто обвиняют в излишней консервативности. Говорят, что не хватает интересных нововведений, которые могли бы еще больше повысить интерес к велоспорту…
— В UCI стараются внести какую-то свежую струю в проведение тех же многодневок. Меняют страны, в которых спортсмены стартуют и финишируют, чередуют трассы, строят новые, интересные маршруты.
Сейчас, кстати, в руководящий комитет UCI входит отец-основатель нашей команды Игорь Макаров, который создал «Катюшу» в 2008 году и, уже как президент компании «Арети», продолжает всячески нам помогать. Человек из Советского Союза, всегда за спорт, за нашу команду (Макаров сам занимался велоспортом и входил в олимпийскую сборную СССР. — «Газета.Ru»). Он может поспособствовать полезным нововведениям в UCI. Мы стараемся быть впереди, чтобы порадовать его как-то.
Несмотря на то что в 2017 году команда сменила гражданство с российского на швейцарское, атмосфера осталась такой же. По-немецки нас не заставляют разговаривать, никакой разницы на данный момент не вижу.
Капитаном у нас является россиянин Ильнур Закарин. Недавно с ним и его основными помощниками продлили контракт на два года.
— Если вернуться к теме полезных нововведений, то кардинально в велоспорте ничего изменить нельзя?
— В велосипедном спорте действительно тяжело поменять что-то серьезное. Баранка, колеса и педали — таким он и должен остаться. Если кто-то начнет лежа педали крутить или какие-то новые приспособления на велосипед устанавливать, то это уже будет другой вид спорта.
— Как тогда сделать велоспорт более зажигательным?
— Нужно больше организовывать маленькие интересные кольца. На них собираются десятки тысяч людей, которые занимают места за несколько дней до старта и с утра до вечера следят за гонкой. Это очень зрелищно. И безопасность легче обеспечить, и движение на трассах закрывать не надо. Было бы великолепно! Подобные круговые гонки уже проводились в России, например в Сочи, но сейчас уже все закрыли, потому что машин стало в сто раз больше, чем во времена СССР.
Спортсменам даже негде потренироваться, потому что наши водители не привыкли к велосипедистам и не считают велосипед за транспорт. Культуры вождения по отношению к велосипедистам вообще нет.
Это нужно развивать, воспитывать людей.
— Вернемся к делам насущным. Какие планы у «Катюши» на эту «Вуэльту»?
— К сожалению, мы потеряли нескольких человек, которые важны для нашего лидера Закарина. Однако на равнине у нас все еще одна из самых сильных команд на «Вуэльте», а в горах Ильнур может разобраться и без помощи других. Будем надеяться проехать лучше, чем на «Джиро д'Италия» — там Ильнур финишировал пятым в общем зачете.
— «Вуэльта» содержит много горных этапов. Это должно сыграть на руку Закарину?
— К сожалению, горы здесь обычно короткие, и все будет решаться на подъезде к ним. Если начнешь подъем не в числе лидеров, то догнать потом будет уже невозможно. Я думаю, что будет очень много падений при подъезде к горам, потому что каждая команда из девяти человек будет стараться подвести своего лидера первым, а это физически невозможно. Очень нервная ситуация.
— А в связи с терактом в Барселоне, рядом с которой пролегает маршрут гонки, чувствуется дополнительная нервозность?
— Больше напряжения быть не может. При такой гонке все нервы уже натянуты как струна.
Конечно, есть неприятный осадок от событий в Барселоне. Очень жаль, что все это происходит.
Но, на мой взгляд, гонщики даже не думают, что может что-то случиться. Они даже не могут представить себе, что что-то подобное произойдет.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».