80 лет назад в Московской области, в городке Перово, который в 1960 году станет районом столицы, родился будущий легендарный советский форвард Эдуард Стрельцов.
У него было трудное детство, однако именно в детстве раскрылся его футбольный талант. Отец, работавший столяром на заводе «Фрезер», ушел на фронт, влюбился во время войны в другую женщину и оставил семью в 1944 году.
После начала Великой Отечественной со своим отцом будущий нападающий «Торпедо» встречался всего два раза — во время отпуска Анатолия Стрельцова в 1943 году и в 1954-м на похоронах дедушки.
Прожив детство в бедности с матерью, перенесший инфаркт, болевшей астмой и получившей инвалидность, но вынужденной работать, чтобы содержать себя и маленького сына, Эдуард в 16 лет был выпущен футбольной школой завода «Фрезер» и стал футболистом московского «Торпедо».
К тому моменту о таланте юноши уже вовсю говорили, и он очень быстро заиграл в основном составе на позиции нападающего, оправдывая тренерское доверие.
Уже в 1955 году, в возрасте всего 17 лет, Стрельцов дебютировал в составе сборной СССР, причем в первых же двух матчах в составе национальной команды он оформил по хет-трику. Вскоре он стал и лучшим бомбардиром чемпионата СССР.
В 1956 году Стрельцов отправился в Мельбурн в составе команды Гавриила Качалина, чтобы принять участие в Олимпиаде, которая закончилась первым футбольным триумфом СССР на Играх.
В 1/8 финала в Австралии сборная СССР встречалась с командой ФРГ, в составе которой выступали молодые профессиональные футболисты.
Советские футболисты были явными фаворитами, хотя победа далась им не так уж легко.
Эдуард Стрельцов ударом на 86-й минуте забил второй гол своей команды в матче, а в оставшееся время соперники успели также совершить только одно взятие ворот, что сделало удар торпедовца победным.
В четвертьфинале едва не случился конфуз — советская команда не смогла за 120 минут, нанеся 68 ударов и подав 27 угловых, забить ни одного гола команде Индонезии, которая незадолго до Игр провела бесславное турне по СССР, уступая командам низших лиг.
Реализуй индонезийцы на последних минутах свой момент, вояж закончился бы для поклявшейся перед турниром выиграть все матчи команды Качалина полным провалом, но игра так и завершилась безголевой ничьей. В переигровке на следующий день советские футболисты отличились трижды еще в первой половине и довели дело до разгрома, хотя доигрывали вдевятером из-за травм двух футболистов (замены тогда были запрещены правилами), — 4:0.
Полуфинальный матч против Болгарии получился для Советского Союза очень тяжелым. Команда не успела восстановиться после четвертьфинальной дилогии, и основное время, как и в 1/16 финала матча этих команд на предыдущей Олимпиаде, завершилось нулевой ничьей.
Более того, в дополнительные полчаса, как и четыре года назад, болгары открыли счет, но за 8 минут до конца именно юный Стрельцов восстановил равновесие, а затем Борис Татушин и вовсе принес сборной победу.
В финальном матче против обидчиков сборной образца четырехлетней давности югославов (что привело к расформированию знаменитой «команды лейтенантов») Качалин оставил Стрельцова на скамейке запасных, введя в состав трех свежих футболистов.
Они и организовали единственный в матче гол, а нападающий остался без золотой медали Олимпиады, поскольку их получили только одиннадцать участников финальной встречи.
Тогда казалось, что у форварда все еще впереди и он успеет добрать своих наград, в том числе и на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы.
Однако в 1958 году, незадолго до чемпионата мира в Швеции, Стрельцов, а также еще два олимпийских чемпиона Мельбурна Борис Татушин и Михаил Огоньков были арестованы и обвинены в изнасиловании.
Два партнера нападающего отделались пожизненными дисквалификациями (через три года им разрешили вернуться в футбол), но уголовное преследование с них было снято.
А вот Стрельцов не только лишился звания заслуженного мастера спорта и возможности играть в футбол, но и оказался в 21 год за решеткой, получив 12-летний срок.
Дело Стрельцова так и остается противоречивым и загадочным, и до сих пор неизвестно, виновен ли великий нападающий в том, что ему инкриминировалось.
По разным сведениям, изнасилование совершил не он, а хозяин дачи, где все случилось, летчик Эдуард Караханов, а футболиста посадили по личному указанию руководителя СССР Никиты Хрущева, которого нервировала популярность футболиста.
Приговору не помешала даже недостаточная доказательная база, собранная следователями. Впоследствии высказывалось множество версий настоящей причины преследования Стрельцова, а главными среди них были его отказ перейти в ведомственные команды (ЦСКА и «Динамо») или нежелание взять в жены дочь секретаря ЦК Екатерины Фурцевой.
Так или иначе, Стрельцов был выпущен по УДО через семь лет, устроился на завод ЗИЛ, а в 1965 году получил разрешение вернуться в футбол.
Многие сомневались, что нападающий сможет заиграть на том уровне, на каком он действовал до заключения, но он сразу же помог «Торпедо» выиграть золото чемпионата СССР (единственное для футболиста), а в 1967 и 1968 годах становился лучшим футболистом Советского Союза! В тот год он выиграл еще и Кубок СССР.
Последний матч за сборную страны он провел в 1968 году. Всего на его счету 38 матчей и 25 голов за основную сборную СССР, а также 6 матчей и 2 гола за олимпийскую.
После окончания игровой карьеры нападающий работал тренером детских команд родного «Торпедо».
Скончался Эдуард Стрельцов 22 июля 1990 года от рака легких.
Безусловно, Стрельцов является главной легендой московского «Торпедо» и футболистом, о карьере которого остается сожалеть, гадая, каких высот он добился бы, не проведи годы своего расцвета за решеткой.
«Мы были удостоены чести выходить на футбольное поле с этим гением, — сказал во время памятной церемонии на Ваганьковском кладбище партнер Стрельцова по «Торпедо», председатель Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович, слова которого приводит «СЭ». — Таких футболистов больше нет.
Уверен, выйди Стрельцов на поле сегодня, в силу своего таланта он бы играл лучше всех.
Никогда не забуду одесский стадион. Это сейчас команды питаются вместе, а раньше нам давали суточные, и ребята шли перед игрой и кушали самостоятельно. Мы с ним пообедали и пошли смотреть дубль «Черноморца». Две трибуны были заполнены, и мы с ним сели за ворота. И кто-то нас увидел. Все бросили смотреть футбол, и перед нами выстроилась очередь. Пришлось милицию вызывать. Диктор к нему обратился: «Эдик, пожалуйста, уйдите, потому что мы не можем матч проводить».
Такая была к нему любовь со стороны нашего народа. Народная любовь сродни Гагарину и Высоцкому».
«Получилось так по жизни, что шесть-семь последних лет мы были очень близки с Эдуардом Анатольевичем, — рассказал знаменитый спартаковский игрок и тренер Георгий Ярцев. — Что удивительно, это было уже не приятельство, а именно дружба. Мы очень плодотворно учились в Институте физкультуры. Оценки были «отлично», потому что когда Стрельцов надевал свой пиджак с наградами, какую оценку можно было ставить?
Воспоминания людей, которые говорят о каких-то застольях, — несправедливые. Это были единичные случаи. С ним было очень интересно разговаривать и жить в номере. Самое интересное, что он действительно любил людей. И к нему многие обращались».
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».