«Путин быстро схватывает»

Карякин: отношение президента Путина к шахматам очень радует

Эльвира Харунова
Российский гроссмейстер Сергей Карякин обсуждает с президентом Владимиром Путиным проблему развития шахмат в стране РИА Новости
Российский гроссмейстер Сергей Карякин в интервью «Газете.Ru» поделился впечатлениями от личной встречи с президентом страны Владимиром Путиным, выразил свое отношение к возвращению в шахматы Гарри Каспарова, рассказал, что думает о ничьей своего любимого клуба «Спартак» с «Динамо», а также объяснил, почему он занял последнее место на турнире в Ставангере.

Российский гроссмейстер Сергей Карякин проводит свой, возможно, самый насыщенный год в карьере. После довольно успешного, хотя и не увенчавшегося победой матча на первенство мира против норвежца Магнуса Карлсена шахматиста разрывают на части спонсоры, а поклонники ждут триумфа на каждом турнире.

В Международный день шахмат Сергей любезно согласился на интервью с «Газетой.Ru» и рассказал, какое впечатление на него произвел президент Владимир Путин в личном общении, как он относится к возвращению в шахматы Гарри Каспарова, на каких турнирах он сам планирует принять участие, а также поделился горечью от ничьей «Спартака» с «Динамо» (2:2).

— Нашли время, чтобы отдохнуть этим летом?

— Погода в Москве такая, что особо не поотдыхаешь. (Смеется.) Летом сыграл несколько турниров в Европе. В норвежском Ставангере в июне показал себя довольно вяло, а вот чуть позже в Париже, на первом этапе Grand Chess Tour, уже разыгрался, почувствовал себя увереннее и несколько партий провел неплохо: например,

обыграл Магнуса Карлсена в блиц. Конечно, это не классические шахматы, но все равно было приятно.

— В Ставангере вы заняли последнее место, после чего написали в твиттере, что проигрышные позиции вытаскивали на ничью, а выигрышные упускали вплоть до поражения. Почему так получилось?

— Первые два турнира, которые я играл в Ставангере, закончились для меня победой. Я очень хотел сделать хет-трик, и это меня погубило.

У меня была серия ничьих, которых я добился из разных позиций, в том числе и сложных. И вот наступили последние три тура. Сначала я играл с лидером турнира Левоном Ароняном, добился лучшей позиции и хотел во что бы то ни стало одержать победу, но не получалось. В какой-то момент уже нужно было делать ничью, а я не захотел, перегнул палку и в итоге проиграл.

В следующей партии, против Карлсена, у меня тоже была очень хорошая позиция и объективно большой перевес, но в решающий я его превратить не сумел и продолжил рисковать, после чего пропустил красивый удар. Так у меня случились два необязательных поражения, но здесь некого винить, кроме себя. Буду делать выводы и идти дальше.

— После этих турниров, 7 июля, у вас состоялась встреча с Владимиром Путиным…

— Да, наша встреча длилась пятнадцать минут. Из них две снимали журналисты, а тринадцать мы сидели за закрытыми дверями. Я рассказал ему о своих планах и как простой шахматист, и как член Общественной палаты.

Путин сказал, что болел за меня во время матча на первенство мира против Карлсена, смотрел партии, надеялся, что я смогу его дожать на тай-брейке.

Это было очень приятно! Отношение президента к нашему виду спорта очень радует, да и в личном общении он производит самое лучшее впечатление, потому что мгновенно схватывает, какие проблемы есть у нас, вникает в специфику шахмат. Если поразмыслить о том, сколько всего он держит в голове и еще при этом разбирается в шахматах, то это вызывает большое уважение.

— После нескольких турниров и этой встречи вы позволили себе немного отдохнуть?

— Нет, я уехал на учебно-тренировочные сборы и буквально несколько дней назад с них вернулся. Немного отдохну, а уже 28 июля планирую поехать на очень сильный турнир в американском Сент-Луисе.

— На этом турнире свою карьеру планирует возобновить 13-й чемпион мира Гарри Каспаров, у которого был 12-летний перерыв…

— Да. Но там сначала будет турнир по классическим шахматам, где сыграют Карлсен и все другие сильнейшие шахматисты мира. А потом уже будет турнир по быстрым шахматам и по блицу, в котором примет участие Каспаров.

Очень рад возвращению Каспарова в шахматы, ведь это лучшее, что он умеет, причем с огромным отрывом.

Мне будет очень интересно с ним сыграть. Я ведь начал выступать на сильных турнирах как раз в тот момент, когда он ушел. Мы разминулись на год-полтора.

— В какой форме ожидаете увидеть Каспарова?

— Не считаю его одним из фаворитов совершенно. Было бы слишком наивно думать, что можно в любой момент вернуться и выиграть турнир.

Буду очень сильно удивлен, если Каспаров победит.

Но при этом он, безусловно, является сильным шахматистом и представляет большую опасность. Судя по тому, что я видел, он поддерживал себя в хорошей форме. Так что, с одной стороны, он уходил, а с другой — не забывал шахматы и что-то делал.

— Получается, что после Сент-Луиса вы почти сразу поедете в Тбилиси на Кубок мира, ведь вы как действующий победитель хотели защитить свой титул?

— Да, между ними маленький перерыв, так что я не уверен, что буду усиленно готовиться к Кубку. Скорее, просто отдохну, немного приду в себя, побуду с семьей. У нас со дня на день ожидается рождение второго ребенка, и поэтому я хотел бы побыть дома, а потом поехать на Кубок мира.

— Если говорить о вашем отдыхе, то удалось ли посмотреть матчи вашей любимой команды «Спартак» — за Суперкубок против «Локомотива» и в первом туре чемпионата России против «Динамо»?

— Да, посмотрел оба матча. Мы с женой, кстати, вдвоем подсели на футбол. Раньше она вообще не интересовалась этим видом спорта, а теперь регулярно смотрим.

С «Динамо», конечно, не повезло. Наши были сильнее, но в конце пропустили — очень обидно.

Даже не стал ничего писать в своем твиттере и инстаграме, потому что был очень расстроен. Честно скажу, это плохой звоночек для «Спартака». В прошлом году все получилось шикарно, но уже идет старт нового сезона и нужно снова доказывать, что мы сильнейшие. Надо прибавлять.

— Ходили в вип-ложу?

— Меня очень часто приглашают, но в последнее время я стараюсь больше проводить время с семьей. Так что в ложу не ходил.

Видел какие-то заголовки в интернете про то, что болельщики «Динамо» лезли туда к Роману Зобнину, но особо не вникал. Да и после этой новости все равно сходил бы на ложу «Динамо».

Бывает, что люди не очень адекватны или просто ошиблись один раз, но что теперь, на футбол не ходить, что ли? Конечно, обычно есть заграждения между вип-ложей и обычными трибунами на тех стадионах, которые я посещаю, но не в этом суть. Я и на обычные места спокойно ходил, так что ничего не боюсь.

— Вы представляете мирный вид спорта, где открытая агрессия фанатов в сторону игрока практически не встречается. Как объясняете себе поведение футбольных болельщиков?

— В шахматах такого, конечно, не происходит, но это две разные концепции. В моем виде спорта никто не может прийти в зал и начать кричать: «Карякин, вперед!» Такого человека сразу же выгонят.

А в футболе концепция такая: ты должен выплеснуть все свои эмоции, в том числе и негатив. Так что стычки неизбежны.

Но здесь очень важно, чтобы органы безопасности вовремя себя проявили и не допустили серьезных последствий.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».