– В 2016 году «Локомотив-Кубань» стал третьим в Евролиге. Насколько нелегко вам как президенту клуба было смотреть в новом сезоне на команду, сделавшую шаг назад?
– Не могу сказать, что нелегко – все-таки это было ожидаемо. Мы потеряли под 80% состава команды, вышедшей в «Финал четырех», и главного тренера. То, что удержать главных творцов успеха будет практически невозможно, мы предполагали заранее. Тем не менее мы успешнее всех российских команд выступили в Еврокубке, где дошли до полуфинала и уступили только будущему чемпиону, «Уникахе». Зеркальная картина сложилась и в Единой лиге, где мы в полуфинальной серии проиграли безоговорочному фавориту ЦСКА. Нельзя сказать, что год получился для нас неудачным.
– Однако вы говорили, что «Локо» выступил ниже своих возможностей. Это действительно так или вы сказали это на эмоциях?
– Я имел в виду, прежде всего, что ниже своего уровня выступили ключевые российские баскетболисты, которые почему-то выпали из игрового рисунка. Все готовились в одном режиме, но, как ни странно, в решающих матчах плей-офф Единой лиги легионеры выглядели гораздо увереннее.
Эта ситуация меня неприятно удивила. Что касается «Уникахи», то испанцы нас банально переиграли. В первом, неудачном для нас домашнем матче мы смазали большинство открытых бросков и дали сопернику поверить в свой итоговый успех.
В полуфинале Еврокубка мне не в чем упрекнуть команду — мы хотели победить, игроки старались, но соперник оказался удачливее. Что касается полуфинала Единой лиги, для победы над ЦСКА необходимо показать свою лучшую игру всему составу, обойтись без травм и даже где-то прыгнуть выше головы. К сожалению, ключевые российские игроки выпали из числа тех, кто влияет на результат.
– В четвертьфинальной серии плей-офф Единой лиги ВТБ с УНИКСом вы жестко поговорили с Андреем Зубковым. А где-то писали, что имел место даже физический контакт...
– Не стоит делать из мухи слона. Это был мужской разговор – мне хотелось встряхнуть Андрея в эмоциональном плане. Он провел решающую часть сезона намного ниже своих возможностей. У меня было желание передать Зубкову свои эмоции, вернуть его в игру и сделать по-спортивному злым.
– Он не обиделся?
– Наверное, для него эта история оказалась весьма неприятной, но впоследствии мы поговорили по-мужски. Я объяснил ему, что если мы доверяем ему важные игровые минуты в ключевых матчах плей-офф, то имеем право рассчитывать на то, что на площадку игрок должен выходить максимально собранным, нацеленным на борьбу и на 100% стремящимся добыть победу для клуба.
– Были ли игроки, выступлениями которых в ходе сезона остались недовольны лично вы?
– Назову имена трех человек – это Хвостов, Зубков и Бабурин. На мой взгляд, они сыграли не более чем на 50% от собственных возможностей. Я думаю, в их случае стоит говорить о психологическом факторе, ведь готовились они в идеальных условиях в составе команды, которая ставит перед собой самые высокие цели.
– И вместе с тем в обойме «Локомотива» наверняка нашлись игроки, которые смогли удивить вас с положительной стороны.
– Безусловно. Взять хотя бы Кевина Джонса: сезон начинался для него очень тяжело, он не попадал даже в основную ротацию Фотиса Кацикариса. Но в итоге стал одним из самых полезных баскетболистов команды. Да и вообще все наши легионеры выступили на ожидаемо высоком уровне.
Кроме того, анализируя игру «Локо» в плей-офф Единой лиги ВТБ, я не могу не выделить Григория Шуховцова. Почти весь сезон наш центровой просидел на скамейке, но после того, как в первом матче серии с УНИКСом серьезную травму получил Джонс, Шуховцов вышел на площадку и реально помог команде в сложной серии. Гриша был тем самым российским игроком в плей-офф, который прыгнул выше головы.
– Можете ли вы сказать, что приглашение Кацикариса на должность главного тренера было ошибкой, в том числе и лично вашей?
– Я бы не был так категоричен. У Фотиса просто не получилось подобрать правильную тактику и выйти на должный уровень взаимодействия с составом. Он пробовал различные модели игры, но ничего хорошего не выходило. Мы проанализировали ситуацию, пришли к выводу, что существенно изменить состав по ходу сезона нам не удастся, и приняли взаимное решение расстаться.
– В ряде недавних интервью вы заявляли, что на сезон-2017/18 перед «Локо» стоит задача вернуться в число участников Евролиги. Так ли это на самом деле?
– Честно говоря, мы ставили эту цель перед командой еще в прошлом сезоне и были близки к ее достижению – вышли в полуфиналы обоих турниров, в которых принимали участие.
Другое дело, что соперники, с которыми мы столкнулись на данной стадии, в конечном счете выиграли и Еврокубок, и Единую лигу ВТБ. Так что мы вполне могли бы квалифицироваться в Евролигу, не хватило совсем чуть-чуть.
– Новичков «Локомотива» в нынешнее межсезонье трудно назвать баскетболистами со звездным статусом, и это не может не вызывать опасений со стороны поклонников команды.
– К нам никто не приходил со звездным статусом. Зато многие уходили с ним. В настоящее время рынок игроков достаточно сложный, это объясняется множеством факторов: и увеличением потолка зарплат клубов НБА, и возросшей активностью и финансовыми возможностями китайского чемпионата. Поэтому даже командам Евролиги комплектоваться непросто.
Естественно, мы хотели бы заполучить одного или даже нескольких баскетболистов с именем, но они в большинстве своем готовы в первую очередь рассматривать предложения от клубов Евролиги. Это еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся в межсезонье.
– То есть болельщики все-таки могут быть уверены, что «Локо» усилится хотя бы одним игроком, имеющим выдающийся послужной список в Европе?
– Я считаю, что все иностранные баскетболисты, с которыми мы подписали контракты в это межсезонье, – Тревор Лэйси, Крис Бэбб, Фрэнк Элегар – опытные и квалифицированные исполнители. Нам не впервые приходится зажигать новые звезды.