Два последних года вокруг российского спорта не утихают, а только разгораются допинговые скандалы. Ситуации с положительными допинг-пробами случались и раньше — бывали громкие дела, например, в лыжах и биатлоне, — однако никогда прежде все это не перерастало в столь глобальную ситуацию.
Началось все с массового отстранения российских ходоков и пожизненной дисквалификации бывшего главы Центра подготовки олимпийского резерва в Саранске Виктора Чегина, много лет являвшегося главным человеком в российской спортивной ходьбе и подготовившего многих чемпионов мира и Олимпийских игр.
Ситуаций с положительными допинг-пробами у подопечных Чегина было столько (причем с некоторыми спортсменами все повторялось и после отбытия дисквалификаций), что репутация сборной России по спортивной ходьбе оказалась запятнанной дальше некуда.
Именно массовые проблемы с допингом в спортивной ходьбе привлекли внимание западных журналистов ко всему российскому спорту, после чего случилось расследование немецкого журналиста Хайо Зеппельта, вылившееся в фильмы телеканала ARD о допинге в российском спорте.
Параллельно развивалась ситуация с отстранением российских штангистов. Впрочем, в тяжелой атлетике санкции коснулись не только нашей команды. Дисквалифицированы были также сильные команды Болгарии, Белоруссии и Казахстана, а еще ряд команд, включая Таджикистан, не были допущены до Игр-2016 в Рио из-за того, что их спортсмены не предоставляли данные о своем местонахождении в систему ADAMS.
Настоящий гром грянул, когда от международных соревнований была отстранена вся сборная России по легкой атлетике.
Это случилось после публикации первой части доклада профессора Ричарда Макларена, сделанного по заказу Всемирного антидопингового агентства (WADA).
Как ни старалась российская сторона, в итоге Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) так и не восстановила свое членство в Международной федерации легкой атлетики (IAAF), и
на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро смогла выступить из всей команды только получившая специальное разрешение прыгунья в длину Дарья Клишина, соревновавшаяся под олимпийским флагом.
Незадолго до Олимпиады в Бразилии решался вопрос о полном отстранении национальной команды России от Игр, но здесь вердикт для нашей команды был положительным.
Зато в соревнованиях в Рио не смогли принять участие российские паралимпийцы, которым запрещают выступать на международных соревнованиях до сих пор.
Так, Международный паралимпийский комитет (МПК) не допустил российских спортсменов до квалификационных соревнований на Игры-2018 в Пхенчхане, фактически лишив их шансов попасть на Паралимпиаду.
По-прежнему отстранена от международных стартов сборная России по легкой атлетике, и спортсмены вынуждены оформлять индивидуальные разрешения на выступления под нейтральным флагом.
Так, вслед за Клишиной право соревноваться получил чемпион мира по бегу с барьерами на дистанции 110 метров Сергей Шубенков, а в IAAF сейчас лежит еще одно заявление на такое разрешение от спортсменов из России.
После второй части доклада Ричарда Макларена, с которым тот выступил незадолго до Нового года и где снова обвинил Россию в систематическом использовании допинга с поддержкой на государственном уровне, начались масштабные перепроверки проб Пекина и Лондона.
Именно после повторного исследования анализов, взятых в Лондоне-2012, была лишена медали эстафетная команда бегуний, а Антонина Кривошапка, чей тест и дал положительный результат, теперь может быть дисквалифицирована.
Всего сборная России (включая наследие от СССР) лишилась уже 35 медалей разного достоинства, выигранных на Олимпиадах. Это более чем в три раза больше, чем у любой другой национальной команды.
По 11 медалей сдали спортсмены США и Белоруссии, 9 – Казахстана, 8 – Украины, 7 – Болгарии, по 4 – Испании и Венгрии и по 3 – Китая, Швеции и Турции.
С каждым новым допинговым делом в отношении России угроза отстранения всей сборной от участия в Олимпиадах и других международных стартах становится все более серьезной.
Наша страна уже лишилась права проведения ряда международных стартов в разных видах спорта, и по-прежнему нет безоблачного неба в вопросе проведения чемпионата мира по футболу, который в 2018 году состоится в России.
Главной же проблемой, связанной с допингом, сейчас остается отсутствие того уровня взаимопонимания, который необходим для положительного решения вопросов, между российскими спортивными чиновниками и их зарубежными коллегами, возглавляющими международные федерации.
Работа по борьбе с допингом в России ведется, об этом периодически отчитываются чиновники, включая главного человека в спорте в стране Виталия Мутко,
но за рубежом в эти отчеты просто не верят, считая, что фактически ситуация с допингом в стране не изменилась.
Если вдуматься, положение сложилось патовое, а в таком случае ситуация обычно остается в лучшем случае без изменений. И самое печальное, что дать какой-то реальный прогноз на развитие событий практически не представляется возможным.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».