Росберг ушел на пике, Квят остался на спаде

От Росберга до Квята — итоги 2016 года в «Формуле-1» перед революцией в техническом регламенте

Алексей Стеклов
Гонщики «Формулы-1» перед последним Гран-при сезона-2016 в Абу-Даби Reuters
Сезон «Формулы-1» 2016 года получился многогранным и оставил после себя множество впечатлений. От шокирующих кадровых перестановок и ошибок на трассе до преодоления сложностей и триумфальных побед — «Газета.Ru» подводит итоги завершившегося чемпионата мира в «королевских гонках».

Перед тем как вспомнить события, которые стали ключевыми для каждой из команд, нужно отметить и те моменты, которые оказались значительными в контексте всей «Формулы-1» — уже повлияли на ход чемпионата или могут изменить саму суть «королевы автоспорта».

Начался 2016 год с оптимистичных заявлений руководства «Формулы-1» о том, как новый формат квалификации поднимет зрительский интерес к гонкам. Однако этим мечтам не суждено было сбыться.

Запутанные правила и их своеобразная интерпретация командами не только не добавили субботней сессии перчинки, но даже вызвали шквал критики как со стороны «конюшен», так и от простых зрителей.

Под давлением общественности эксперимент был признан провалившимся, и формат квалификации вернулся на круги своя, причем в ходе чемпионата к теме видоизменения формата квалификации больше не возвращались.

Еще одна идея «формулических» боссов хотя и не была окончательно выброшена в корзину, но оказалась отложена в дальний ящик рабочего стола. В погоне за повышением уровня безопасности инновационная система защиты головы пилотов тестировалась на протяжении всего года, чтобы быть введенной в эксплуатацию уже в 2017 году.

Ближе к осени стало ясно: не все однозначно поддерживают введение «Гало» или аэроэкрана, а идею закрытых кокпитов команды и зрители отказались принимать наотрез. В итоге тесты продолжатся в сезоне-2017, в ходе которого и будет принято окончательное решение об использовании новых защитных конструкций.

Появление новых шин от «Пирелли» Ultrasoft, напротив, стало успешной инновацией. Кроме того, производители резины стали привозить на этапы не по два состава, а сразу три, предоставив командам больше разнообразных вариантов стратегий.

Наконец, крупные изменения ждут «Формулу-1» в ближайшем будущем. В сезоне-2017 командам предстоит бороться в условиях нового технического регламента, а внешний вид болидов также претерпит серьезные изменения.

Некоторые даже называют новые правила революционными, но судить об этом однозначно можно будет лишь в следующем году. Отметим, что даже «Пирелли» еще не до конца понимает, чего ждать от характеристик новых болидов, и подготовила на будущий сезон не только основной, но и резервный состав обновленных шин.

Также в руководстве «королевских гонок» должен смениться владелец — фонд CVC уже начал продажу прав на проведение чемпионата американской компании Liberty Media.

За ходом развития событий поклонники автоспорта будут следить на протяжении 20 этапов — календарь соревнований 2016 года был самым длинным в истории «Формулы-1», а в следующем сезоне он сократится на одну гонку, лишившись Гран-при Германии. При этом нельзя не упомянуть, что уже появились слухи о возможном увеличении числа этапов за счет расширения на территории США в ближайшие годы.

«Манор». 11-е место в Кубке конструкторов (1 очко)

Паскаль Верляйн (1 очко), Рио Харьянто (0), Эстебан Окон (0). Счет в квалификации*: 13-4-2

В 2016 году команда «Манор» избавилась от приставки «Маруся», обрела новых владельцев, пилотов и построила болид вокруг силовой установки «Мерседеса», что позволило им вести борьбу в конце пелотона и даже завоевать одно очко.

Все это не изменило привычный расклад сил: «Манор» закончил сезон на последнем месте в Кубке конструкторов. Тем не менее прошедший год позволяет руководству «конюшни» с оптимизмом смотреть в будущее. Машина становится все быстрее, гонщики набираются опыта, а проблемы с надежностью почти не беспокоят.

Вряд ли «Манор» сможет бороться за очки в предстоящем сезоне, однако у команды получилось стать полноправным участником гоночного праздника, да и вклад в подготовку пилотов нельзя оставить незамеченным.

«Заубер». 10-е место (2 очка)

Фелипе Наср (2 очка), Маркус Эрикссон (0). Счет в квалификации: 7-12

«Заубер» пережил один из самых тяжелых сезонов в своей истории. Команда была на грани развала из-за финансовых сложностей — гонщики не принимали участия в предсезонных тестах, а денег хватало лишь на оплату участия в предстоящих этапах.

Спасение пришло после Гран-при Европы, который впервые состоялся в Баку.

Швейцарская компания Longbow Finance SA выкупила все 100% акций Sauber Holding AG, сохранив при этом на своем посту руководителя команды Монишу Кальтенборн и оставив название команды. Бывшему владельцу «конюшни», давшему ей свое имя — Питеру Зауберу, — пришлось уйти, оставив свое детище новым инвесторам.

Хотя финансовая ситуация и стала стабильнее, говорить о реальной борьбе на трассе было сложно — лишь под конец сезона в Бразилии Фелипе Наср под проливным дождем смог финишировать девятым и принес «Зауберу» два очка, которые позволили команде опередить «Манор» в Кубке конструкторов.

«Рено». 9-е место (8 очков)

Кевин Магнуссен (7 очков), Джолион Палмер (1). Счет в квалификации: 11-8

2016 год стал переходным периодом для команды «Рено», которая обрела заводской статус. Во Франции изначально решили сконцентрироваться на подготовке к сезону 2017 года, когда в силу вступит новый технический регламент.

Скомканный год все же принес «Рено» несколько очков, которые позволили команде заработать призовые и порадовать болельщиков. Но взгляды фанатов все равно обращены в будущее, и сезон-2017 станет в этом плане показательным: через три года после возвращения в «Рено» собирались выигрывать гонки и вести борьбу за чемпионский титул. И времени для воплощения задумок остается все меньше.

«Хаас». 8-е место (29 очков)

Ромен Грожан (29 очков), Эстебан Гутьеррес (0). Счет в квалификации: 12-9

Дебютант чемпионата из США поразил и завоевал сердца многих поклонников «Формулы-1» по всему миру. Руководство «Хаас» смогло грамотно выстроить подготовку к приходу в «королевские гонки»: вместо дорогостоящей разработки некоторых из узлов болида были куплены готовые решения, а мотор «Феррари» позволил «конюшне» рассчитывать на неплохую скорость.

Ожидания оправдались: в первой гонке сезона в Австралии Грожан финишировал шестым — о подобном старте мечтают все дебютанты «Формулы-1».

Второй этап в Бахрейне француз и вовсе завершил пятым, что, впрочем, осталось лучшим результатом команды в 2016 году.

В любом случае стало ясно, что «Хаас» имеет светлые перспективы: команда готова бороться за очки и на равных сражается с конкурентами в середине пелотона. Получится ли у американских владельцев «конюшни» продолжить завоевание сердца «королевы автоспорта», станет понятно уже скоро.

«Торо Россо». 7-е место (63 очка)

Карлос Сайнс (46 очков), Даниил Квят (25). Счет в квалификации: 11-5

Сезон-2016 стал откровенно неудачным для «Торо Россо». В команде использовали прошлогодний мотор «Феррари», не получавший обновлений по ходу чемпионата. Ни о каких очках на трассах, требовательных к силовой установке, не шло и речи.

После Гран-при России «Торо Россо» покинул Ферстаппен, а его место занял Квят, у которого случилось несколько не самых приятных инцидентов на старте сезона. После того как в Сочи россиянин дважды столкнулся с Феттелем, боссы «быков» приняли решение сменить состав пилотов.

Подобная рокировка пилотов случилась в «Формуле-1» не впервые, но все же надо признать, что происходит такое очень редко. В результате несколько этапов пришлось потратить на то, чтобы россиянин обрел былую уверенность после «рокировки», освоился в машине и наладилось взаимодействие с инженерами.

Чем дальше по ходу чемпионата, тем меньше у «Торо Россо» оставалось шансов на очки, и причиной тому стали прошлогодний мотор и не сработавшие обновления аэродинамики. Россиянина постоянно тревожили технические неполадки разного толка, а Сайнс даже при отсутствии проблем все равно не мог зацепиться за очки.

Лишь в конце года в «Торо Россо» объявили о продлении контракта с Квятом, который продолжит выступать за «телят» в следующем сезоне.

Итоги 2016 года для команды и себя лично россиянин красноречиво описал в одной фразе: «Мне бы не хотелось пережить такой год еще раз».

«Макларен». 6-е место (76 очков)

Фернандо Алонсо (54 очка), Дженсон Баттон (21), Стоффель Вандорн (1). Счет в квалификации: 15-4-1

После провального сезона-2015 «Макларен» начал медленное возвращение к былым вершинам. Эксклюзивное партнерство с «Хондой», которое должно было стать преимуществом команды, на самом деле принесло больше хлопот, но все же 2016 год некогда чемпионская «конюшня» уже может занести себе в актив.

Хотя начался сезон с катастрофы: Алонсо попал в ужасающую аварию, чудом оставшись живым, притом что болид был почти полностью разрушен.

Испанцу даже пришлось пропустить одну гонку, пустив за руль машины Вандорна, который и принес «Макларену» первое очко сезона. На следующих этапах команде удалось использовать преимущества трасс, где бóльшую роль играет прижимная сила, нежели мощность силовой установки, и завершить сезон на шестом месте в Кубке конструкторов.

В конце года стало известно, что Баттон не выступит в сезоне-2017, его заменит Вандорн. У британца осталась опция на возвращение через год, но сам он признался, что планирует заняться чем-то новым.

Еще одной кадровой перестановкой в команде стало смещение с поста исполнительного директора группы компаний Рона Денниса, отдавшего «Макларену» последние 35 лет своей жизни. Сохранив за собой пост в совете директоров и сами акции команды, Деннис освободил кресло для Зака Брауна, который теперь поведет «конюшню» за собой.

«Уильямс». 5-е место (138 очков)

Валттери Боттас (85 очков), Фелипе Масса (53). Счет в квалификации: 17-4

Два предыдущих года «Уильямс» стабильно заканчивал на третьем месте в Кубке конструкторов, но сезон-2016 сложился иначе: команда откатилась на две строчки вниз.

Уже весной стало ясно, что навязать борьбу лидирующим командам будет очень сложно. Плотность в середине пелотона требовала от «конюшни» больших инвестиций, однако в ожидании глобальных перемен в 2017 году выделять средства для потенциальной возможности завоевания дополнительных очков здесь и сейчас в «Уильямс» не решились.

Пока в команде проводили эксперименты с аэродинамикой и балансом, свое отставание стабильно сокращала «Форс Индия», в итоге обогнавшая британскую «конюшню» в Кубке конструкторов за счет более успешно проведенной второй части сезона.

Незадолго до конца чемпионата о завершении своей карьеры объявил Масса.

Бразилец провел 14 сезонов в «Формуле-1», став кумиром миллионов по всему миру, а почетное прощание с пилотом на домашнем для него этапе в Сан-Паулу стало одним из самых ярких событий 2016 года.

Однако точку в этой истории ставить еще рано. По неподтвержденной пока информации, Боттас может продолжить карьеру в «Мерседесе», а в таком случае именно вариант с возвращением Массы является для «Уильямс» приоритетным.

«Форс Индия». 4-е место (173 очка)

Серхио Перес (101 очко), Нико Хюлькенберг (72). Счет в квалификации: 9-12

Никогда не хватавшая звезд с неба «Форс Индия» завершила сезон на лучшей в своей истории позиции. В ходе чемпионата Хюлькенбергу удалось даже начать гонку с первого ряда стартового поля, а Перес поднялся в княжескую ложу в Монако, где финишировал третьим.

Несмотря на то что изначально в «Форс Индия» не планировали бороться за четвертую строчку, в середине сезона было решено развить успех весенней части чемпионата, и риск оправдал себя.

Что не удалось, так это сохранить в своем составе обоих пилотов, которые на фоне успехов в чемпионате стали надеяться на предложение топ-команд. В итоге Перес остался в «Форс Индия», но его напарником станет молодой Окон, а Хюлькенберг продолжит карьеру в «Рено».

«Феррари». 3-е место (398 очков)

Себастьян Феттель (212 очков), Кими Райкконен (186). Счет в квалификации: 10-11

Для всегда нацеленной только на победу «Феррари» третье место в Кубке конструкторов стало неудачей. Надежды на борьбу за титул с «Мерседесом» были разрушены сезоном без побед и успехами «Ред Булл», опередившего итальянскую «конюшню» в зачете команд.

Усилия «Феррари» были направлены в первую очередь на силовую установку, что привело к не самой успешной работе аэродинамики и нестабильностям с оптимальным использованием резины.

Пилоты команды так и не смогли ни разу попасть на первый ряд стартового поля, каждый раз прорываясь в гонках наверх через преграды в лице других команд. В итоге «Феррари» сохранила текущий состав пилотов и на будущий год, и в Италии рассчитывают вернуться к борьбе за чемпионство на фоне нового технического регламента в сезоне-2017.

Кроме как смотреть вперед, «Феррари» ничего и не остается, и наступающий год может принести команде либо триумфальные победы, либо отставки и смену руководства «конюшни».

«Ред Булл». 2-е место (468 очков)

Даниэль Риккардо (256 очков), Макс Ферстаппен (204). Счет в квалификации: 11-6

В 2016 году «Ред Булл» использовал моторы «Рено» под брендом Tag Heuer, но начало сезона оказалось скомканным из-за возникавших технических проблем. После первых гонок на фоне волны критики на Квята со стороны других гонщиков в «Ред Булл» приняли решение сменить состав пилотов: россиянин был отправлен в младшую команду «Торо Россо», а его место занял молодой и перспективный голландец Ферстаппен.

Первая гонка 17-летнего пилота за рулем болида из топ-команды привлекла к себе повышенное внимание, и под взглядами миллионов болельщиков по всему миру Ферстаппен одержал победу, прервав в Барселоне гегемонию «Мерседеса». В Испании Макс был признан «гонщиком дня», а всего за сезон смог завоевать почетное звание аж восемь раз.

Пилотаж голландца в Бразилии под проливным дождем, когда юный гонщик совершил немало обгонов на мокрой трассе, наверняка всплывет в памяти в тот момент, когда им будет завоеван титул чемпиона мира. Сомневаться в такой перспективе почти не приходится — вопрос лишь в том, когда это случится.

Успеха добился и Риккардо, выигравший Гран-при Малайзии (Ферстаппен при этом стал вторым). Австралийцу покорилась и квалификация — Даниэль стал быстрейшим в Монако, где мог даже победить, но ошибка команды на пит-стопе лишила его первой строчки в итоговом протоколе.

Усердная работа над шасси и обновления силовой установки позволили «Ред Булл» уже к летнему перерыву занять вторую строчку в Кубке конструкторов, которую они так и не уступили «Феррари» до самого конца чемпионата.

«Мерседес». Обладатель Кубка конструкторов. (765 очков)

Нико Росберг — чемпион (385 очков), Льюис Хэмилтон (380). Счет в квалификации: 9-12

Король умер, да здравствует король! Нико Росберг в напряженной борьбе, длившейся на протяжении всего сезона, выиграл у оставшегося трехкратным чемпионом мира своего напарника Льюиса Хэмилтона.

Росберг начал сезон четырьмя победами подряд, а вот Хэмилтона постоянно мучили неожиданные проблемы с болидом — на этапе в Сочи «Мерседесу» даже пришлось развеивать теории заговора против Льюиса. Чемпион двух последних лет смог повторить серию Росберга в июле, также выиграв четыре этапа подряд — на летний перерыв Хэмилтон уходил лидером в личном зачете пилотов.

Нико одержал великолепные три победы после возвращения из отпуска и вновь вышел в лидеры в чемпионате. Важно, что при этом Льюис в Бельгии получил новую силовую установку ценой суммарного штрафа в невероятные 55 позиций.

В Малайзии лидировавший Хэмилтон будет вынужден сойти из-за отказа того самого мотора, после чего в Японии потеряет контроль над ситуацией в чемпионате.

Победа Росберга в Стране восходящего солнца при третьем месте британца позволила немцу математически гарантировать себе чемпионский титул без необходимости побеждать в оставшихся гонках. Так сезон и завершился — очередная серия Хэмилтона из четырех побед оказалась бесполезной при четырех финишах Росберга на втором месте.

«Мерседес» стал лучшей командой, а Нико — чемпионом. После окончания сезона немец объявил о завершении карьеры в «Формуле-1», что вызвало неоднозначную реакцию: кто-то принял аргументы победителя относительно реализации мечты, кто-то посчитал, что Росберг просто не захотел защищать титул, что могло бы оказаться тяжелее, чем его завоевать.

Сезон 2016 года прошел под знаком доминирования «Мерседеса» — лишь на двух Гран-при пилоты «Ред Булл» смогли отобрать у Росберга и Хэмилтона первую ступень пьедестала. В новом сезоне при обновленном техническом регламенте как «быки», так и «Феррари» постараются навязать борьбу обладателю Кубка конструкторов последних трех лет, а сражение в середине пелотона обещает стать еще острее.

* Учитывались лишь те квалификационные сессии, в которых пилот принял участие и показал время.

Другие новости и материалы можно посмотреть на странице автоспорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «ВКонтакте».