Показав в четверг матч сборной России против команды Швеции и оставшись недовольными масштабами охваченной аудитории, в руководстве Первого канала отменили трансляции следующих игр подопечных Олега Знарка — против Чехии и Финляндии. Права на показ были переданы каналу «Матч ТВ», который продемонстрировал третий период встречи с чехами (первые два — на кабельном «Матч! Игра») и целиком матч с финнами.
Прав ли Первый канал?
«Газета.Ru» попросила высказать свою точку зрения на случившееся известных ТВ-персон из области спорта. Как рассказал Владимир Горбачев, который отвечает за сетку вещания на канале «Матч! Игра», впервые вопрос о переносе обсуждался еще в четверг, причем уже встреча Россия — Швеция могла быть показана не на Первом.
«Мы много лет работаем и готовы к любым неожиданностям, — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru». — У нас все службы отлажены.
Причем переговоры проводились в четверг, даже была вероятность, что мы и в тот день могли взять матч, но все-таки договорились на пятницу. Главное, что для нас это не было неожиданностью, а опыт у команды большой, и в прямом эфире всякое происходило.
По словам главного продюсера дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс» Дмитрия Чуковского, никакого парадокса в том, что Первый канал не показал турнир с одноименным названием, на самом деле нет.
«Я не думаю, что репутация Первого канала пострадает, — заключил он. — Это из той же истории, когда федеральные каналы показывают не все события Олимпийских игр, но это никак не сказывается на отношении к ним. Политика Первого канала ориентирована на бизнес, и они четко следуют ей. Надо понимать, что титульное спонсорство турнира и показ матча — разные вещи и с финансовой точки зрения не пересекаются».
Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко поддержал Первый канал, назвав решение честным по отношению к ТВ. «Я бы поддержал коллег с Первого канала, считаю, что они приняли, кому-то кажется, непопулярное решение, но абсолютно честное и правильное относительно телевидения как бизнеса, как жанра, как средства коммуникации со зрителем», — передает слова Чернышенко «Чемпионат.com».
Телевизионные рейтинги не отражают существующего интереса к просмотру хоккея в России, считает первый президент Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) Александр Медведев. «Когда на хоккее полный стадион, а господин Эрнст (Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. — «Газета.Ru») говорит, что интерес к спорту падает, то тем самым дает диагноз и характеристику, что спорт якобы никому не интересен. На те рейтинги ссылаться невозможно, так как я знаю, как они делаются», — считает Медведев.
И в этом господин Медведев прав, так как все эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», отмечают, что телерейтинги (и методики их измерений прежде всего) плохо отражают реальность. Однако телеканалы вынуждены ориентироваться на них, так как эти же измерения лежат в основе перераспределения рекламных бюджетов.
Как составляются телерейтинги
Нынешний хоккейный скандал не первый в уходящем году, который напрямую поднимает проблему телерейтингов и качества измерений. В декабре участники воронежского шахматного клуба «Вертикаль» обратились к сенатору Вадиму Тюльпанову с просьбой поддержать шахматные соревнования трансляциями на федеральных телеканалах. Они отмечали, что в Норвегии матчи на первенство мира между россиянином Сергеем Карякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном смотрели миллионы, тогда как в России считается, что такие трансляции на телеканалах имеют низкие рейтинги.
Сенатор, который занимается популяризацией шахмат в России, не согласился с данным утверждением и попросил генпродюсера телеканала «Матч ТВ» Тину Канделаки запустить прямые трансляции соревнований по шахматам на телеканале. Сама госпожа Канделаки отметила, что рейтинги трансляции тай-брейка матча Карлсен — Карякин на «Матч ТВ» оказались даже выше запланированных ожиданий, хотя долгое время шахматы считались спортом, который остается вне интереса массовой телезрительской аудитории.
Риск руководства «Матч ТВ» в итоге себя оправдал, но надо понимать, что в следующий раз «непопулярным» с точки зрения рейтингов федеральных телеканалов может оказаться практически любой вид спорта. И проблема тут не столько в политике телевизионных боссов, сколько в методиках, которыми измеряют рейтинги.
В декабре комиссия по телеизмерениям единогласно выбрала в качестве уполномоченной организации для проведения исследований объема зрительской аудитории компанию Mediascope. Под этим брендом в России работает принадлежащая ВЦИОМу компания TNS, которая считается крупнейшим и основным измерителем медиарейтингов.
Телеизмеритель осуществляет подсчеты следующим образом: для этого компания установила в 5,4 тыс. домохозяйств в 77 городах так называемые пиплметры — специальные устройства, которые подключаются к телевизору для фиксации того, что и когда смотрели в семье.
Монополия в измерении
По мнению руководителя Роскомнадзора Александра Жарова (данное ведомство осуществляет контроль за телеизмерителями через систему лицензирования), телеизмерение является валютой, которая действует на рынке телевидения и рекламы. «Валюта должна быть едина и общепризнанна, и задача государства — это обеспечить», — заявлял глава надзорного ведомства.
Ключевые игроки медиарынка не раз подвергали методику измерений бывшей TNS критике. В частности, об этом высказывался Константин Эрнст, однако никаких изменений не произошло. К примеру, в случае спортивных трансляций такая система не замечает людей, которые смотрят трансляции в спортивных клубах, барах и так далее.
Кроме того, данная система игнорирует города с населением менее 100 тыс. человек, мобильное телесмотрение, просмотры передач в записи и так далее.
Ранее эксперты отмечали, что делать выводы о предпочтениях всей страны на основе существующей сегодня системы действительно нельзя. В частности, собеседники «Газеты.Ru» указывали, что измерения, которые существуют сегодня, — «это некая фикция, которая рассчитана на абстрактных домохозяек возраста 45+, покупающих стиральный порошок». Существующие системы очень выборочно подходят к замерам по домохозяйствам и покрывают измерениями очень небольшой сегмент общества, поэтому данные о популярности того или иного сериала, шоу или программы часто получаются не очень корректные.
Но пока телеканалы, загнанные в ловушку российским законодательством, вынуждены считаться с безальтернативным измерителем. И корректировать свои сетки вещания, так как продать рекламу в передачах с низким рейтингом будет трудно. И поэтому, видимо, подобные «хоккейные» скандалы будут возникать снова и снова.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».