Имитация телеизмерений

Эксперты раскритиковали существующую методику измерений телерейтингов

Виктория Александрова
Reuters
Сенатор Вадим Тюльпанов предложил запустить прямые трансляции соревнований по шахматам на «Матч ТВ», направив соответствующее письмо на имя генпродюсера телеканала Тины Канделаки. С мнением о том, что такие трансляции на телеканалах имеют низкие рейтинги, сенатор категорически не согласен. Эксперты также считают, что с заявлениями о телерейтингах и правда можно не соглашаться — прежде всего потому, что они плохо отражают реальность.

Изначально к самому Вадиму Тюльпанову обратились участники воронежского шахматного клуба «Вертикаль». Активисты заявили, что шахматные соревнования нужно показывать на федеральных телеканалах. «Шахматы — вид спорта, который в СССР воспитал целые поколения интеллектуалов. К сожалению, в последние 25–30 лет шахматы исчезли с телеэкранов. Последний матч на первенство мира между нашим соотечественником Сергеем Карякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном транслировался только на платном канале «Матч наш спорт», — говорится в обращении.

При этом в Норвегии первый канал национального телевидения вел прямую трансляцию поединка и собрал у экранов многомиллионную аудиторию.

«Если бы российские телевизионные каналы организовали нечто подобное, то вся бы страна прильнула к экранам. Мы хотим обратиться к вам с просьбой возродить культуру трансляций знаковых шахматных турниров для широкого круга зрителей, в частности на общедоступном спортивном канале «Матч ТВ»», — отмечается в обращении воронежцев.

Сенатор инициативу поддержал. «Я написал письмо на имя генерального продюсера телеканала «Матч ТВ» Тины Канделаки с предложением освещать чемпионат мира по шахматам в формате прямых трансляций», — сказал он RNS. Заявления о том, что шахматные соревнования будут иметь низкие рейтинги на телеканалах, сенатор всерьез не воспринимает. «Категорически не согласен, поэтому и предлагаем обратить внимание «Матч ТВ» на эти соревнования. Я считаю, что у канала от прямых трансляций, напротив, вырастет рейтинг», — отметил он.

Как отметила Канделаки, на «Матч ТВ» транслировали знаменитый тай-брейк шахматного матча Карлсен — Карякин. «Помимо всестороннего освещения матча за звание чемпиона мира по шахматам в новостных выпусках и специально созданных программах, «Матч ТВ» не мог не поставить в эфир финальную серию тай-брейка между Карлсеном и Карякиным в прямом эфире на федеральном канале «Матч ТВ», — сказала генеральный продюсер телеканала ресурсу «Чемпионат.com». — Доли и рейтинги такого нишевого и нетелевизионного вида спорта, как шахматы, который очень долгое время оставался вне интереса массовой телезрительской аудитории, во время трансляции тай-брейка в ночь на 1 декабря (с 23.50 до 3.00) оказались даже выше запланированных ожиданий (3,2% в аудитории М25–59 и 4,2% — в аудитории М18+)».

Чтобы выпустить «непопулярный» с точки зрения большинства федеральных телеканалов вид спорта в эфир, могло понадобиться решение на самом высоком уровне руководства «Матч ТВ». Это был риск, но в итоге он себя оправдал. Потому что «Матч ТВ», как и все остальные телеканалы, оценивает популярность или непопулярность своих программы по стандарту — и шахматы в него действительно не вписываются.

«И что мы измеряем пиплметрами?»

Современные рейтинги базируются на основе системы телеизмерений, которые в России проводят несколько компаний (одна из них — TNS Gallup Media — в четверг была выбрана в качестве уполномоченной организации для проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов). Однако делать выводы о предпочтениях всей страны на основе существующей сегодня системы действительно нельзя, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

«Телеизмерения довольно слабо отражают реальность, — отметил генеральный директор аналитической компании MediaHills Андрей Бояринов. — По нашему опыту, мерить менее тысячи семей в одном городе вообще не имеет смысла, достоверных данных не будет. Но обычно измеряется около ста домохозяйств, и на основании этих данных делается вывод о том, что смотрит весь город-миллионник. Есть теория вероятности, которая говорит, что чем больше человек измеряешь, тем более качественным будет измерение. Того, что есть, мало, поэтому данные о популярности того или иного сериала, шоу или программы часто не очень корректные».

Похожее мнение высказал президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин. Он считает, что измерения, которые существуют сегодня, — «это некая фикция, которая рассчитана на абстрактных домохозяек возраста 45+, покупающих стиральный порошок».

«Лет 25 назад английская компания Taylor Nelson придумала так называемый ТВ-метр, который фиксировал, что показывает телевизор, — объясняет ситуацию Милехин. — Чуть позже из этого ТВ-метра сделали пиплметр. И вот сидит английская семья, папа Джон, сын Джонни, сосед Билл, у них один телевизор на несколько домов… И прибор, установленный на этом телевизоре, измеряет, как эта группа джентльменов смотрит телевизор. Но это было три десятка лет назад!»

Сегодня технологии такого рода совершенно неактуальны, но они до сих пор «имитируют измерения» в России, отметил эксперт. «За прошедшие годы телевизоры появились в каждом доме, семейные просмотры тоже закончились, потому что произошла фрагментация аудитории, а сейчас телевидение вообще вышло из дома. Есть понятие внедомашнее телесмотрение, офисное, дачное… Давно уже появилось мобильное телевидение, молодежь со стационарного ТВ перешла именно на такой формат. Есть интернет-вещание, second screen, отложенный просмотр — многие люди вообще не смотрят эфиры, а составляют себе собственную подборку. И что мы сегодня измеряем пиплметрами?» — задает Милехин риторический вопрос.

Будущее для узкой аудитории

Шахматные трансляции вряд ли появятся на федеральных телеканалах, поскольку это тема для специфической аудитории, отметил медиаэксперт Иван Засурский. «Для шахмат есть свое время и свое место. Вполне можно создать отдельный телеканал или спецпроект по ночам… Но на федеральную аудиторию это не пойдет. Каждый телеканал — это бизнес, он должен продавать рекламу, а продать ее в шахматах будет трудно», — полагает Засурский.

Андрей Милехин из «Ромира» согласен, что глобальным рекламодателям такой телеканал будет неинтересен, но при этом появятся другие, для которых шахматный телеканал или трансляции матчей будут актуальны, подчеркивает он. «К сожалению, вся система измерений была настроена только на одно — чтобы удерживать на основных телеканалах деньги рекламодателей», — констатирует эксперт.

Однако будущее — именно за специализированными, нишевыми телеканалами, уверен Милехин. «Весь мир понимает, что уже произошел переход: теперь есть фрагментированность аудитории, практически каждый зритель, и особенно молодежь, получает контент через любой носитель в любое удобное время и в любом удобном месте. Будущее — за нишевыми каналами, которые будут ориентироваться на узкую аудиторию».

Эксперт признался, что и сам смотрел трансляцию матча за звание чемпиона мира по шахматам между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным. «У меня был включен один из телеканалов, параллельно была открыта прямая трансляция в интернете и разложены шахматы, мне было очень интересно, — рассказал президент «Ромира». — Притом что я не профессиональный игрок, просто хотелось посмотреть, поболеть. Я думаю, что таких же людей было немало, определенная аудитория собралась. Но только тем способом, что сейчас есть для измерений, ее посчитать невозможно».